Алексей Кривенков – основатель mail.ru – история успеха
Истории успеха - Истории успеха российских компаний и их руководителей

алексей кривенков – основатель mail.ru – история успеха

Алексей Кривенков несколько лет назад отучил миллионы людей писать письма: он был одним из основателей бесплатной электронной почтовой системы Mail.Ru. Теперь он занимается делом диаметрально противоположным — заново приучает людей к бумаге: он производит ее вручную и на заказ.

У Алексея Кривенкова нет высшего образования, что ему совершенно не помешало “покорить Америку” и заработать первые серьезные деньги в 25 лет. “В 1996 г. я бросил учебу на физическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета и уехал в Нью-Йорк, где познакомился с Евгением Голандом (в дальнейшем — один из владельцев компании Mail.Ru. — “Ведомости”)”, — рассказывает он. Около года они торговали компьютерами, писали программы, устанавливали сети. Потом Кривенков вернулся в Питер, где тоже занимался программированием. С приятелями — больше ради собственного удовольствия — разработали портал бесплатной почты, который был запущен сразу после кризиса в 1998-м.

Как и большинство успешных Интернет – проектов www.mail.ru появился на свет без всякого бизнес – плана. После полугода работы, в ноябре 1998-го, на этом движке заработала русская почтовая служба Mail.ru. И стала она на удивление стремительно развиваться, то есть быстро приобрела большое количество пользователей. А в это время на Западе наличествовал инвестиционный интернет-бум, отзвуки которого доходили уже и до России. И инвесторы легко вкладывали деньги в порталы с большой аудиторией, которая в мифическом будущем должна была мифическим образом обеспечить процветание создателей порталов и их инвесторов. В русском Интернете больших денег еще не было. Не было еще почти и слова “портал” (“Инфоарт” таким словом, по-моему, не называли). Только в начале 1999-го появилось первое профессиональное интернет-СМИ, сделанное на инвестиционные деньги, – “Газета.ру” (если не считать Zhurnal.ru), после кризиса 1998-го бурно развивался РБК.

На этом фоне и родилось в апреле 1999 года ЗАО “Порт.ру”. Кстати, в то время долго выбирали между марками Port и Mail. Выбрали первую (неплохое слово “порт”; тут тебе и “портал”, и “пристань”, правда, и “портачить”). Волею судеб через три с лишним года все вернулось на круги своя – бренд Port.ru похоронен без почестей. Деньги Голанду и Кривенкову дали американцы. Частные инвесторы, представляемые фондом Balestra Capital. Первый раунд инвестиций был произведен в августе 99-го. Дали 900 тысяч долларов. Поскольку DataArt располагался исторически в Петербурге, было создано сразу два подразделения – московское и питерское (сначала все ключевые сотрудники работали в Санкт-Петербурге, только где-то через год Москва перетянула одеяло на себя). DataArt стал жить хорошо – естественно, ему выпала честь стать генеральным подрядчиком “Порта”. Схема сама по себе банальная. Евгений Голанд получал инвестиции на “Порт” и отдавал их в собственную компанию DataArt (Евгений Голанд – самый “толстый” российский акционер обеих компаний). Нельзя сказать, что деньги шли в никуда. DataArt работала. Дорого, неспешно, но работала, скупив по ходу дела немало питерских программистов и неслабо подняв уровень зарплат на питерском рынке. Мало кто помнит, кстати, что одним из первых проектов “Порта”, наряду с Mail.ru, был онлайновый органайзер Base.ru.

Вторую половину 1999-го и первую половину 2000 года компания пухла, набирая сотрудников, придумывая проекты и будущую концепцию будущего портала. Развивалось три направления: контентное, сервисы и e-commerce. Осенью 1999 года “Порт” купил домен Internet.ru. Этот домен ранее входил в “стоп-лист” РосНИИРОС и в свое время вместе с другими доменами из запретного списка был выставлен на аукцион. Алексей Кривенков выкупил домен у победителя аукциона – красноярской компании Maxsoft – за 1 тысячу долларов. По этому адресу предполагалось создать имиджевое для “Порта” и ключевое для рынка СМИ. К первой концепции издания приложил руку Антон Носик, а первым главным редактором выступил Андрей Себрант. Проект был запущен в ноябре. Однако уже через месяц команду полностью сменили. Алексей Кривенков не нашел взаимопонимания по некоторым вопросам с Андреем Себрантом, кроме того, для Себранта это было не основной работой. Главным в Internet.ru стал Даниил Дугаев. Из покинувшей журнал “Мир Internet” редакции пришли я и Вячеслав Овчинников. Осенью же 1999-го “Порт” заплатил 50 тысяч долларов за Music.ru. Сумма в 50 раз большая, чем в случае с Internet.ru. Но на Music.ru уже был раскрученный сайт, который делался Павлом Ходаковым и Соней Соколовой. 50 тысяч ушли в Rinet Сергею Рыжкову, который ранее занимался поддержкой сайта и являлся владельцем домена

В декабре 1999-го инвесторы дали еще 2,5 миллиона долларов, а в мае 2000-го – 2,1 миллиона (этот транш дал новый инвестор – фонд Delta Capital Management). На сентябрь 1999 года капитализация компании составляла 4,6 миллиона долларов, в декабре этого же года – 27,5 миллиона долларов. О том, чтобы зарабатывать, тогда еще никто не думал. Волшебными словами, от которых плясали многие российские интернет-компании, не только “Порт”, были – “доля рынка”. Сначала на пресс-конференции в “Рэдиссон-Славянская”, а затем на речном трамвайчике отмечала 29 мая 2000-го компания свою первую годовщину. Число сотрудников достигло 150, число зарегистрированных пользователей Mail.ru уже перевалило за миллион, и это достижение было занесено в Книгу рекордов России. Будущее казалось безоблачным. На тот момент у “Порта” уже были: Mail.ru, Base.ru, половина Travel.ru, Torg.ru, Postcards.mail.ru, рассылки List.mail.ru. Накануне дня рождения были запущены рейтинг Rating.port.ru, форумы Talk.ru и и элитный каталог Top200.ru.

Первый тревожный звоночек прозвучал в августе 2000 – тогда компанию покинул Алексей Кривенков. От дел он начал отходить, правда, еще раньше. За полгода до этого – в феврале – в страну приехал Евгений Голанд собственный персоной. Кривенков был смещен с должности исполнительного на кого-то там по развитию. Обещался его переезд в Нью-Йорк. В Америку он не поехал, а с Голандом общий язык так и не нашел. Как говорит Алексей сейчас, “все было понятно и предсказуемо”. Голанд гнул свою линию и делал большую компанию западного типа с департаментами и иерархической системой управления. Кривенков, который считал, что такой подход погубит все на корню, предпочел взять причитающиеся ему как акционеру деньги и выйти из дела. Сколько получил Кривенков на выходе – не знает почти никто. Называются суммы от 100 тысяч до миллиона. В любом случае, сумма эта была не маленькой – Кривенков до сих пор может себе позволить не работать.

С 2002 года mail.ru ведет активную борьбу со спамом и вирусами. Сотрудничая по этим направлениям с создателями «Dr.Web» и «Антивирус Касперского». В 2004 году www.mail.ru присоединилась к инициативе почтовых служб мира и начала использовать стандарт SPF в работе фильтров своих почтовых серверов.

В 2003-м году руководство Mail.ru приняло решение о реализации в рамках портала поискового сервиса по сети Интернет. Для этого была приобретена лицензия на использование поисковой технологии Google WebSearch. Чуть позже был открыт поиск изображений, а в начале 2004 года поисковая система была интегрирована с каталогом List.mail.ru. Продолжая развивать поисковую систему mail.ru добавил к поисковому механизму опцию морфологии русского языка и возможность ведения истории поисковых запросов. А в начале 2005 года появилась первая версия информационно-поисковой панели для Internet Explorer, Спутник@mail.ru. Благодаря стремительному развитию поиска компания постоянно наращивает объем продаж контекстной рекламы.В начале 2005 года на портале Mail.ru открылись два новых сервиса, которые сразу завоевали большую популярность среди пользователей. В феврале стартовал фото-мэйл.ру проект, позволяющий каждому пользователю Mail.ru создавать собственный архив фотографий. А спустя месяц появился “Мир волшебников” – ролевая многопользовательская онлайновая игра, позволяющая каждому пользователю погрузиться в сказочный мир и испытать свои силы в виртуальных боях.

Весной 2005 года почтовая служба Mail.ru обзавелась двумя инновационными сервисами: доступом по протоколу IMAP и голосовой почтой – возможностью прослушивания содержимого ящика по сотовому телефону.

Сегодня 3 млн посетителей – это суточная аудитория портала, в последнее время по этому показателю Mail.ru не только догнал лидера рынка, «Яндекс», но даже в иные дни стал опережать его, о чем с гордостью говорит Виктор Лавренко, бывший в свое время техническим директором Mail.ru. «Mail уловил новый тренд: люди приходят на портал не смотреть почту, а общаться», – уверен Игорь Ашманов. Поэтому сейчас Mail.ru делает ставку на коммуникационные сервисы. «Если у компании есть магистральное направление, то надо стать в нем номером один, а попытка быть везде – это подрыв основного бизнеса. С другой стороны, если у сайта уже есть стабильная аудитория, нет иного выхода, кроме как начинать строить из нее комьюнити», – констатирует Антон Носик. Что и делает Mail: сегодня в его активе своя система авторских дневников – блогов (ведут которые почти 700 тыс. человек), социальный поиск (где сами пользователи отвечают на вопросы друг друга), собственный интернет-мессенджер (с более чем миллионом пользователей), своя платежная система (совместный проект с MoneyMail), свой сервис для хостинга любительских видеороликов – и это не считая открыток, чатов, знакомств и прочих давно существующих сервисов.

Основной доход компании приносит медийная реклама, и этим Mail.ru отличается от «Яндекса», который монетизирует в основном свои поисковые сервисы и зарабатывает на контекстной, то есть поисковой, рекламе. «Ставка на медийную рекламу хорошо вписывается в сервисную модель компании: Mail.ru начинал с веб-почты, а сегодня это большой набор сервисов общения, интересных как раз для медийного рекламодателя», – уверен Аркадий Волож, гендиректор «Яндекса». Угрожать Mail может сегодня только Rambler, так как компания несколько изменила свою стратегию за последние годы. Если в 2000–2001 годах Rambler пытался стать ключевой точкой «выхода в Сеть» («на Rambler приходят, чтобы уйти», шутили тогда, имея в виду, что компания строит свой бизнес вокруг поиска), то сейчас Rambler сместился как раз ближе к старой стратегии Mail, развивая свои собственные контент-проекты. Впрочем, Антон Носик считает, что позиции всех трех компаний-лидеров очень надежны: «На моем веку еще не было ни одного случая, когда один популярный сервис убил бы другой. Погубить себя можно только изнутри».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные истории:

News image

В чем секрет успеха?

За последнее время я проанализировал (просто прочитал:-) ряд интервью с успешными людьми, вроде Стива Джобса, Ричарда Брэнсона, ...

News image

Как добиться успеха в бизнесе?

Успех в бизнесе практически полностью зависит от характера и профессионализма самого предпринимателя. Однако чтобы не провалиться ...

News image

Резервуар для битума на сайте industrial-service.ru

Если на предприятии имеется собственные резервуары для хранения битума, это имеет ряд преимуществ. Наличие и формирование собствен...

News image

Франшизы знаменитых брендов и чем они интересны

Возможно, все слышали такое слово, как франчайзинг или франшиза, однако не все понимают его значение. Попробуем это объяснить. Ита...

News image

Раскрыта формула успеха миллиардеров

Американский деловой журнал Forbes проинтервьюировал богатых и очень богатых людей и выделил три ключевых фактора, которые прино...

News image

Перевод, апостиль и нотариус

Апостиль представляет собой штамп, специально предусмотренный для того, чтобы подтверждать аутентичность (подлинность, действитель...


Warning: fopen(/var/www/p8863/data/www/istoriiuspehov.ru/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p8863/data/www/istoriiuspehov.ru/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108