Мать Тереза
Истории успеха - Истории успеха известных людей

мать тереза

Тяжело опираясь на спинку стула, монахиня встала и направилась к входу в палатку. Натянутый полог хлопал, как парус — поднявшийся еще вчера ветер никак не мог угомониться, принося головную боль и песок. Небо над Калькуттой, неподалеку от которой расположился лагерь, скорых перемен не предвещало.
— Мать Тереза, вы сможете... — откинув край полога, начала было сестра Анна, но смолкла, увидев, что хрупкая старушка уже рядом.
— Кого Господь привел ко мне сегодня? — тихо спросила та скорее себя, чем помощницу. — Пусть войдет.
В палатку бочком проник темнокожий юноша с изуродованным болезнью лицом и распластался на тростниковой циновке.
— Встань... — Пальцы Терезы слегка потеребили его кучерявые волосы. — Не предо мной тебе падать ниц...
— Скажи меня, — чуть приподняв голову, вопросил юноша на чудовищном английском, — а если я принимать твой Бог, Он давать мне жить?
— Ты что, условие ставишь? — усмехнулась она. — Бог один — твой, мой, наш...
— Мой говорить, я умру.
— Все мы умрем. Но ты — не скоро.
— Ты знать?
— Я вижу. !

Да, она видела, потому что многое повидала. Чудовищные лепрозории, где прокаженных сгоняли в стада, как скот, отвратительные «госпиталя», где раненых бросали умирать без какой-либо помощи... Быть рядом с ними стало ее судьбой. «Для меня каждый человек уникален. Каждый важен необычайно», — повторяла она, и в этих словах безграничная любовь к людям, поскольку «от избытка сердца говорят уста». Всех, с кем сводил ее подвиг жизни, Мать Тереза называла «мои люди». В этом не было гордыни, она действительно видела в них кровь от крови, плоть от плоти Создателя, а посему разницы быть просто не могло. Мать Тереза не говорила, подобно многим другим, ежесекундно о Боге, но свидетельствовала о Нем самим своим существованием, с радостью делая то, что, казалось бы, лежит за пределами элементарных человеческих инстинктов: сообщала никому не нужному, нищему, увечному, дурно пахнущему, глупому и скверном}': «Ты не один!».

ВНЕ ВРЕМЕНИ

На всем белом свете не найти страны, более подходящей для христианского подвига, чем Индия. Тотальная нищета, грязь, болезни, местные верования, от которых «епископы» шарахаются, отказывая в милосердии. «Когда я прикасаюсь к телу прокаженного, от которого исходит смрад, я словно прикасаюсь к телу Христа, как и тогда, когда принимаю Его в Евхаристии. Да, проказа — очень тяжелая, мучительная болезнь, но она не так страшна, как чувство, что ты — человек, лишенный любви, нежеланный, брошенный всеми», — говорила Мать Тереза. Она видела в прокаженных детей Божиих. Разве Иисус умер на кресте и не за них тоже? А раз эти люди отмечены столь тяжким недугом и живут в таких жутких условиях, они больше, чем кто-либо участвуют в тайне его искупительных мук.
Кто же эта женщина, которой стали доступны подлинные высоты милосердия, кто она, сумевшая... так и хочется заявить «создать свое учение», но это было бы неправдой: стать учителем, наставником—да, но само ее служение принадлежит не нашему времени, оно скорее апостольское... И опять не то! Не то, потому что служение ее - вне какого-либо времени, вне всякой принадлежности, кроме принадлежности самой Вере. Так кто же она?
Мать Тереза родилась в македонском городе Скопье в семье состоятельных и глубоко верующих албаноговорящих аромунов (македонских румын). Отец умер рано, и первые годы после его смерти были очень тяжёлыми для семьи, но мать, женщина с сильной волей, преодолела боль и полностью посвятила себя детям. «Мама учила нас молиться и помогать людям, которым трудно. Мы умели ценить молитву и труд, — вспоминала Мать Тереза. — Многие бедняки знали наш дом. Никто никогда не уходил от нас с пустыми руками. Каждый день с нами обедал кто-то из бедняков, людей, у которых не было ничего». Ей исполнилось 12 лет, когда в ее душе родилось горячее желание всецело принадлежать Богу. Но тогда она старалась отбросить эти мысли, так как не хотела становиться монахиней — «И лишь гораздо позже, когда мне было 18, я ответила на призыв Господа».
Так она (урожденная Гонжа-Агнесса Бояд-жиу), стала послушницей, а вместе с новым одеянием получила и новое имя — Мария Тереза Младенца Иисуса. Примером святости для нее была «современница» — святая Тереза из Лизье, почившая в 1897 году и причисленная к лику святых в 1925-м. Вскоре Мария Тереза отправилась в далекое путешествие в Калькутту. В стенах общины в Дарджилинге она произнесла первые монашеские обеты. «Это были самые прекрасные дни в моей жизни», — вспоминала Мать Тереза.

Однако очень скоро — даже слишком скоро, как полагали тогда многие из ее окружения — ей становится неуютно в стенах обители. «Я чувствовала, — спустя годы писала Мать Тереза, — что Господь ждет, чтобы я добровольно отказалась от спокойной жизни в моем ордене и вышла на улицы служить нищим. И не просто нищим. Это было ясное и четкое указание: он призывал меня служить отчаявшимся, самым убогим в Калькутте — тем, у которых не было никого и ничего; тем, к которым уже никто не хочет приближаться, потому что они заразные, грязные, на них полно паразитов; тем, которые не могут даже идти просить милостыню, потому что они голые, у них нет даже лохмотьев, чтобы прикрыть тело; тем, которые уже не могут есть, потому что от истощения у них нет сил даже на это; тем, которые в изнеможении падают на улицах, осознавая, что умирают; тем, которые уже не плачут, потому что у них уже нет слез. Именно таких людей показал мне Иисус, и Он пожелал, чтобы я полюбила их. Богу нужна была моя бедность, моя слабость, моя жизнь для того, чтобы проявить свою любовь к самым убогим...».

СМИРИТЬСЯ? БОРОТЬСЯ!

Как-то гладко все получается — прямо назидательная библейская притча. Жила-была... да, верующая, но далеко не бедная девушка (мало ли таких по всему белу свету: они тихо выходят замуж, рожают детей, не становясь при этом ни хуже, ни эгоистичней) и вдруг— р-раз, услышав глас Господа, она говорит себе: буду служить убогим людям. А люди те весьма охотно сообщают ей: мы, мол, согласны, ты — святая. Примеров таких в Истории не счесть. И чаще всего один пример порождал другой. Вот и Мать Тереза, казалось бы, тоже шла за примером — взяла за образец жизнь святой Терезы из Лизье. Но не для того, чтобы соответствовать ему, а чтобы его превзойти! Не гордыня ли это? О нет, все далеко не так просто!
Судите сами — перед вами фрагменты из «напутствий» Матери Терезы. Вдумайтесь, насколько они глубоки — и современны, и вечны, в Библии-то все несколько иначе: «— Пусть каждый будет мил с другими; лучше совершать ошибки с доброжелательностью, чем чудеса — без нее.
— Бог не создавал нищеты; ее создали мы. Перед лицом Бога мы и так все нищи.
— Плод тишины есть молитва, плод молитвы —вера, плод веры—любовь, плод любви — служение, а плод служения — мир.
— Секрет добра: вначале оно слабо, но всемогуще в конце. Зло, напротив, всемогуще вначале, но ослабевает со временем».
Это практически слова Нового Пророка — нового, поскольку они не призывают напрямую к христианству, как единственно возможному пути к «царствию небесному» , а просто заставляют думать—думать о том, как жить здесь, на земле, среди себе подобных, не только «не творя себе кумира», а даже и не думая об этом!
Так как же Мать Тереза воспринимала, «видела» Бога? Выздоравливая в больнице после очередного инфаркта, в своем дневнике она написала: «Что для меня Иисус? Иисус это...» Дальше следует потрясающий список:
«Иисус — голодный, которого нужно накормить, жаждущий... Бездомный. Больной. Одинокий! Нежеланный! Прокаженный! Нищий! Слепой! Калека! Заключенный!» И что кажется совсем уже странным: «Иисус — это человек с зачерствевшим сердцем, котором)' надо помочь его смягчить».
Но и это еще не все! Как же, интересно, эта монахиня, отринувшая все мирское-яситейское, относилась к жизни? Читайте и поражайтесь:

«Жизнь - это возможность, воспользуйся ею.
Жизнь - это красота, восхитись ею.
Жизнь - это блаженство, вкуси его.
Жизнь - это мечта, осуществи ее.
Жизнь - это вызов, прими его.

Жизнь - долг твой насущный, исполни его.
Жизнь - это игра, стань игроком.
Жизнь - богатство, не растранжирь его.
Жизнь - это имущество, береги его.
Жизнь - это любовь, насладись ею сполна.
Жизнь - это тайна, познай ее.
Жизнь - это завет, исполни его.
Жизнь - это юдоль бедствий, превозмоги ее.
Жизнь - это песнь, спой ее до конца.
Жизнь - это борьба, стань борцом.
Жизнь - это бездна неведомого, ступи в нее не страшась.
Жизнь - это удача, лови этот миг.
Жизнь - так прекрасна, не загуби ее.
Жизнь - твоя жизнь, борись за нее!»

И как же можно не любить человека, который проповедует такое?.. Кстати, слова этого «Манифеста» встречают каждого, кто входит в Дом Матери Терезы, открытый ею для больных с тяжелыми и неизлечимыми болезнями. Слова ее — воистину чудодейственный рецепт, дарующий надежду и радость, внушающий уверенность в себе, заставляющий усталую кровь кипеть. Если вы в плохом настроении, потому что вас обидели, воспользуйтесь силой улыбки! Бог, как полагала Мать Тереза, помогает тем, кто все неприятности и горести встречает не нытьем и жалобами, а радостью и улыбкой. Получив от жизни очередной удар, скажите себе: «Подумаешь! Могло быть и хуже» — и улыбнитесь...

КАК МАТЬ ЗАХОЧЕТ, ТАК И БУДЕТ!

Сестры Ордена милосердия были в этом убеждены. Мать Тереза не давала интервью. Она знала: нет времени, ее ждут. Ей дарили невероятные машины — она продавала их и на вырученные деньги строила госпиталь. Ей лсертвовали, и журналисты хитро спрашивали: «Морально ли брать деньги из рук диктаторов? Папаша Дювалье выписал чек...» Старушка улыбалась и сухо отвечала: «Не стоит обращать внимания на то, кто что скажет. Надо просто делать свое дело». Так Мать Тереза и поступала. Она могла приготовить обед на шесть тысяч человек, не спать много суток подряд, всегда улыбаться, зайти в посольство Ирана и оставить там записку аятолле с «просьбой» срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников, забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца... «Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», — заметил как-то с улыбкой один из сотрудников Красного креста.
Она запросто говорила с монархами, выступала перед огромными залами и никогда не писала речей заранее — просто знала, что надо сказать.
В разрушенный войной Бейрут она прибыла с пасхальной свечой и иконой Девы Марии. Помолилась. Наступило перемирие. Она пересекла линию фронта и притащила кучу чумазых слабоумных детей из какого-то разбомбленного детского дома. О ней слагали легенды, пели песни, расска-
зывали сказки, приписывая ей совершенно невероятную, но всегда добрую силу. Так, расцвеченная чудесами, ее жизнь стала частью устного народного творчества.

ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ

Господь не наделил ее красотой в женском понимании этого слова — маленький рост, «угловатая» фигура, мелкие черты лица, несоразмерно большие «крестьянские» руки... Ну и что? Зато как она умела любить! Всех — и ближних, и дальних! Всех, с кем Господь уготовил ей жить на одной планете, а границ на ней она не знала:
«...Не бойтесь любить. Открывайте сердце и постарайтесь пробудить в нем любовь. Для этого нужно перестать видеть в других и себе только недостатки и ошибки. Ищите и находите в людях прекрасное и доброе. Это вдохновляет и нас самих, и других на проявление лучших качеств. Люди, действительно умеющие любить, не ставят никаких условий. Они свободны даже любить своих врагов... Любовь это искусство, и она требует тренировки, так же как приобретение любого навыка. Если мы не будем прикладывать усилий, чтобы любить, мы будем одиноки и несчастны».
Эта ее неимоверная любовь к людям выразилась в том, что с 1965 года созданный Матерью Терезой Орден милосердия перешагнул границы Индии, в настоящее время у него 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Миссии Ордена работают прежде всего в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах. Кроме того, сегодня в 600 центрах в 127 странах работает более 4000 миссионерок любви — сестры помогают выживать полумиллиону семей, обучают 20 тысяч детей и ухаживают за 90 тысячами прокаженных. И мир дрогнул: в 1973 году мать Тереза была удостоена только что учрежденной Темплтоновской премии «За прогресс в религии» — она стала ее первым лауреатом. В 1979 году Матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущим», а в 1997-м, в год смерти, ее удостоили высшей награды США—Золотой медали Конгресса. Как сама она относилась к своей славе? Можно догадаться даже без цитат — Мать Тереза всю свою жизнь просто работала, не стремясь ни к какому признанию.
Незадолго до ее кончины один журналист задал ей вопрос: «Вы боитесь смерти?». Мать Тереза ответила: «Нет, совершенно не боюсь. Умереть — значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением ожидаю смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и тех, кого во время своей земной жизни я старалась одарить любовью. Это будет чудесная встреча, разве не так?». Когда Мать Тереза произносила эти слова, ее лицо светилось радостью и покоем.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Она умерла 5 сентября 1997 года в возрасте 87 лет. 13 сентября прямую трансляцию с ее похорон вели крупнейшие телеканалы мира. Ее тело везли по улицам Калькутты на орудийном лафете, — том самом, на котором в свое время везли тело Махатмы Ганди. Эта маленькая, вся в морщинках, старушка из Калькутты стала для людей сокровищем, так как излучала Любовь, единственную надежду мира. И мир этот снова дрогнул: уже в октябре 2003 года Католическая церковь причислила Мать Терезу к лику святых... Церкви потребовалось всего лишь б лет после ее смерти (по сравнению с другими, это крайне малый срок), дабы осознать, что на свете жил человек, вся жизнь которого была служением и подвигом.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные истории:

News image

Что это такое успешный бизнес?

Успех любого бизнеса напрямую зависит от того, каким характером обладает предприниматель. Каждый предприниматель индивидуален, поэ...

Botox Active Expert является прекрасной заменой большин

Средств для ухода за кожей сегодня доступно огромное количество. Наличие химических элементов в составе некоторых средств существе...

News image

История Playboy, или как проходила сексуальная революци

Достаточно было всего 50 лет, чтобы Playboy выросла из обычного журнала в мировой бренд – бренд под которым сейчас выпускаются р...

News image

Акио Морита - убедительный

Сони и Акио Морита воспринимаются как воплощение бунтарского духа, В начале 50-х Морита обнаружил, что ярлык Сделано в Японии...

News image

Как правильно выбрать щебень

Как правильно выбрать щебень? Что такое щебень? Щебнем называют строительный материал состоящий из кусочков горной породы. Самым р...

News image

Ферручио Ламборгини

Создать новое предприятие, быстро превратить его в процветающую компанию национального масштаба, потом продать и создать еще одн...