История Nokia: Connecting People
Истории успеха - Истории успеха зарубежных компаний и их руководителей

история nokia: connecting people

Nokia – это название деревушки, где была основана знаменитая сотовая компания. Но если углубляться в историю, то словом «Nokia» финны величали древнюю сосновую куницу, которую сегодня принято считать вымершим видом.

Одноименная компания открыла свои двери в далеком 1865 году, когда финский горных инженер Фредерик Идестам построил небольшую деревообрабатывающую фабрику в городке Nokia, которая достаточно быстро превратится в большой конгломерат, благодаря повсеместной индустриализации в Европе.

Ранняя история компании

Собственно, принято считать, что фабрика была названа Nokia в честь протекавшей недалеко от нее реки. Небольшой городок же был основан уже вокруг нее рабочими, стремившимися получить место у Фредерика Идестема.

Уже к концу 60-х годов XIX века продажи стали расти немереными темпами. А в феврале 1971 году была официально зарегистрирована компания Nokia Corporation. Уже скоро она стала поставлять бумагу в Россию, Швецию, Данию, Германию, Польшу, Англию и некоторые другие страны.

В начале XX века в городок Nokia перебралась компания Finnish Rubber Works, занимающаяся производством разного рода резиновых изделий, начиная от калош и заканчивая другими предметами из прорезиненной ткани. Надо сказать, что выбор в компании Finnish Rubber Works на город Nokia пал не случайно. Все дело в том, что здесь она могла приобретать достаточно дешевую электроэнергию. Это было возможно, благодаря все той же реке, ставшей ключевым ориентиром в момент открытия фабрики еще Фредериком Идестемом.

Ну а в 1920 году произошло знаменательно событие – был организован конгломерат Nokia Group, куда вошли три компании – Nokia Corpotation (производство бумаги), Finnish Rubber Works (резина) и Finnish Rubber Works (полупроводники). Собственно, объединились эти предприятия по причине зарождавшегося экономического кризиса. Руководители всех трех компаний справедливо полагали, что такой союз обезопасит их в достаточно туманном будущем.

Интересно то, что достаточно быстро все три компании стали использовать единое название Nokia в своей деятельности. Вообще, в периоды кризиса такой конгломерат положительно сказывался на работе всех трех предприятий, так как в тот момент, когда одно из них находилось в незавидном положении, его вытаскивали другие.

А к началу Втором мировой войны группа компаний Nokia являлась лидером во всех трех отраслях, в которых она присутствовала. А это: производство древесины с последующим преобразованием его в бумагу, электроника и резиновые изделия. Надо отметить, что электроникой компания стала заниматься где-то с 60-х годов XX века, когда подразделение Finnish Cable Works было существенно расширено, чтобы ориентироваться не только на производство полупроводников. Это ключевой момент в истории компании. Не будь этого расширения, еще неизвестно, увидели ли мы мобильные телефоны от этой финской корпорации.

После того, как компания стала заниматься электроникой, стало заметно, что большую часть времени исследовательские отделы уделяли разработке электронной связи. Среди решений компании можно выделить цифровой коммутатор, выпущенный ей в 1969 году. А в начале 70-х годов вышел более совершенный коммутатор под названием DX 200. Он был одним из самых современных на то время, а в его сердце установили процессор от тогда еще набиравшей обороты компании Intel.

Ну а в 1981 году был создан стандарт сотовой связи NMT. На основе технологий корпорации Nokia. Он достаточно быстро получил распространение в Скандинавии, а затем пошел и в остальную Европу. Итак, в 81 году появляется первый стандарт сотовой связи, доступный для всех производителей и конечных потребителей. И самое важное место в его разработке занимала компания Nokia. Стали появляться первые, еще пока неуклюжие мобильные телефоны.

Интересно то, что и тут Nokia была лучшей. В 1987 году она представила самый компактный на то время мобильный телефон. Его продажи тогда превзошли все ожидания, и хотя мобильные телефоны все еще были какой-то диковинкой, люди все равно начали планомерно приобретать их, пользуясь плодами технического прогресса.

А в конце 80-х при участии ряда компаний, среди которых была и Nokia, был обнародован новый стандарт сотовой связи – GSM. Это было только начало.

Всеобщая мобилизация

Собственно, 80-е годы были не такими уж и простыми для компании, как может показаться. Все дело в том, что это время было сопряжено с кризисом в мировой экономике. Руководство финского гиганта старалось выйти из неприятной ситуации как можно быстрее, а потому решило реструктурировать свой бизнес, сосредоточившись на электронике. В Nokia верили в будущее электронной связи, которое на тот момент уже ясно вырисовывалось в форме мобильного телефона.

Однако до господства на телекоммуникационном рынке компанией Nokia еще было далеко. В 1990 году подразделение мобильных телефонов компании возглавляет Йорма Оллила. Надо сказать, что работать над новым проектом было очень непросто. Во-первых, далеко не все люди даже в самой компании фанатично верили в будущее цифровой связи и самих мобильных телефонов. Это было достаточно рискованное мероприятие. Оллила понимал, что в случае длительных неудач их отдел просто расформируют, но он и не думал о неудачах. Он думал о том, как вершить революцию, постепенно привнося в каждый дом мобильную связь.

В самом конце 80-х Nokia продала лицензию на стандарт GSM компаниям Helsinki Telephone Corporation и Tampere Telephone Company. А уже в 91 году был осуществлен первый звонок в этой сети. Знаменательный звонок, который был сделан премьер-министром Финляндии с телефона Nokia. Надо ли говорить, насколько хорошо был принят в стране мобильный телефон и стандарт GSM. Руководитель подразделения мобильных телефонов Йорма Оллила был назначен генеральным директором компании. Стало ясно, что будущее Nokia связано с телефонами.

К 96 году стандарт GSM появляется еще в 9 европейских странах. Nokia пока еще не является мировым гигантом, но уж точно представляет собой достаточно инновационную компанию. Спустя год стандарт GSM будет работать в 31 стране. А финская компания заключит контракт с 59 операторами, продав им лицензию на работу в этом стандарте. Такие серьезные финансовые вливания положительно скажутся на Nokia, позволив ей вкладывать средства в разработку новых мобильных телефонов.

Уже скоро телефоны Nokia стали активно продаваться на рынках Азии и Европы. В 1998 году компания начинает постепенно перегонять по темпам роста таких гигантов, как шведская Ericsson и американская Motorola. В то время как те сокращали объемы производства, Nokia только увеличивала.

Маркетинг Менеджмент

Впрочем, финны достаточно быстро поняли, что для дальнейшего роста мало иметь инновационные продукты. Нужно было серьезно заняться маркетингом, который в то время был поставлен в Nokia хуже, чем в той же Motorola. В компании стали ясно осознавать, что должны сделать бренд. Слово Nokia должно начать ассоциироваться у всех людей с качественными мобильными телефонами. При этом было важно сделать так, чтобы компания несла какую-то мысль, идею. Этой идей стал слоган «Connecting People», созданный для корпорации известным маркетологом Томасом Гэдом еще в 1986 году. Только теперь он действительно имел смысл для миллионов людей по всей планете.

Телефоны Nokia обладали отличным дизайном, высочайшей надежностью и прочностью. Достаточно быстро потребители во всем мире признали их эталоном сотовой связи. Но наступал XXI век, время, где телефон становится частью стиля жизни. И Nokia пользуется этим. Каждая новая модель телефона финской компании рассказывает потребителю свою историю. Историю, которая наиболее полно соответствует стилю жизни владельца. Люди начинают покупать телефоны под свой стиль, и Nokia имеет наиболее полный спектр моделей, способный удовлетворить любого – начиная от бизнесмена, и заканчивая гламурной девочкой-подростком.

Это был правильный ход со стороны компании, дававшей простые названия каждой модели телефона. Благодаря этому каждое детище Nokia было «индивидуальностью» не похожей на остальные модели.

Продвижение телефонов шло по тому же сценарию. Product Placement, стильная ТВ-реклама, принты в популярных журналах. Телефоны для бизнесменов практически не рекламировались по ТВ, так как эта аудитория почти не смотрит «ящик».

Однако, компания была сильна не только в производстве и рекламе, но и в менеджменте. Глава Nokia Йорма Оллила однажды заявил: «Я хочу убрать упрямство, которое укореняется в сознании людей. Мы хотим создать легкий управляемый хаос в компании, обострить чувство чрезвычайной ситуации, даже если ее нет. Постоянное переключение на новые задачи позволяет людям учиться друг у друга, это здоровый процесс перекрестного опыления».

Это было интервью журналу Business Week, датированное 1998 годом. В нем Оллила выдвинул свое предположение о том, что если доход компании не растет на 25% в год, то в будущем он вообще не будет расти.

Кстати, если говорить про 1998 год, то именно в это время был основан консорциум Symbian. Напомню, что операционная система, созданная благодаря нему, поставляется практически со всеми смартфонами Nokia. Сегодня Symbian уже является неотъемлемой частью финской компании.

Итак, на протяжении всей своей истории компания Nokia в первую очередь обращал внимание на такие вещи, как:

- качество продукции;

- дизайн и стиль каждого телефона – его история;

- надежность;

- технологичность (игры и интернет в телефонах Nokia сегодня развиты, как нигде, за исключением Apple iPhone);

Финны сумел найти дорогу к сердцу потребителя, став одной из крупнейших компаний современности. Сегодня в Nokia работает более 66 тысяч человек, а годовой доход корпорации в 2007 превысил 51 миллиард евро. Надо ли говорить, что Nokia занимает самую большую долю на рынке мобильных телефонов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные истории:

News image

В Китае миллиардер снял порнозвезду на 15 лет

В Китайской Народной Республике один из местных миллиардеров, чье имя остается неизвестным, «снял» девушку легкого поведения сро...

News image

Елена Мясникова: как я создавала Cosmo в России

Одна из самых успешных женщин России, карьеристка, но все же женственная и обаятельная - директор женского журнала «Cosmopolitan...

News image

Это все о нем: Стивен Балмер

Жизнь Стивена Энтони Балмера – невероятная история о громадном честолюбии, гениальности и харизме, напряженных усилиях и многочи...

News image

Томас Липтон: 11 секретов успеха

Когда мы говорим “Липтон”, то сразу думаем о чае. А знаешь ли ты, дорогой читатель, что “липтон” — это больше, чем чай или торго...

News image

Водка ABSOLUT - брэнд становится символом

История успеха шведской водки Absolut, которая, как теперь может показаться, была на рынке всегда, сравнительно молода и насчиты...

News image

История Heinz, или как нас приучали к кетчупу

аладил небольшой бизнес по производству кирпича. С матерью Генри он познакомился уже в штатах, на одной из встреч местной немецк...