В свое время магистрали Москвы и Санкт-Петербурга были украшены рекламными щитами компании Hummer, которые изображали мощь и свободу несущегося сквозь пространство внедорожника. Изображения пояснял краткий слоган: «Прочь с дороги!» С одной стороны, Hummer
приказывал, как истинный хозяин города, расступиться; с другой — призывал съехать с асфальтовых шоссе и проложить новые пути.
Действительно, кто, если не Hummer, способен пройти там, где бессилен обычный автомобиль? За время существования бренда он крепко связался в наших умах с силой, мужским характером и неисчерпаемой энергией. Сложите их вместе и получите Стихию. Стихию природы, которую автомобили Hummer подчиняет себе. Или Стихию, которая заключена в его металлическом сердце. Усмирение этой Стихии — вот настоящая история.
Hummer доисторического периода.
Штат Индиана или, как его еще называют, «Штат Верзил». Очень подходящее прозвище для места, где располагается завод UAW (принадлежащий AM General), на котором производят самый брутальный внедорожник в мире. Здесь, в городе Мишавоке, и рождаются автомобили Hummer. Сейчас марка Hummer — это часть концерна General Motors, но когда-то все было совсем по-другому…
А началось все в 1903 году. До того, как завод AM General в Индиане произведет на свет первый Hummer, пройдет еще 90 лет. А пока велосипедная
компания Standart Wheel основывает отделение Overland Automotive Division, которое выпускает модель Runabout. Конечно, изысканный Runabout
не имел ничего общего с Hummer, но начало было положено. В течение следующих лет Standart Wheel меняет хозяев и названия: Willys-Overland Company в 1912, затем Willys Motors Inc. в 1953 году. Вскоре происходит то, что стало отправной точкой появления Hummer: Willys Motors Inc. выигрывает государственный тендер на производство военных грузовиков.
В 1970 году компания снова меняет владельца и имя: American Motors Corporation переименовывает ее в Jeep Corporation. А имя AM General появилось из слияния имен American Motors Corporation и
General Products Division (отделения Jeep Corporation). С появлением этой компании начинается новый этап истории Hummer.
Армейский автомобиль.
Американская армия в 1979 году объявила конкурс на создание истинно армейского автомобиля. Проект имел непроизносимое название: «High Mobility Milti-Perpose Wheeled Vehicle» («Высокоподвижный многоцелевой колесный транспорт»). Впрочем, имя подходящее: от аббревиатуры HMMPWV так и тянет чем-то государственно-военным. Участие AM General в битве за заказ Пентагона вылилось в появление Hum-Vee, автомобиля, который удовлетворял все требования военных.
Существует множество версий того, как AM General выиграла тендер на производство армейского «колесного транспорта». Во-первых, не будем забывать, что это государственный заказ: Министерство обороны США поставило очень жесткие рамки, заранее установив все габариты и показатели заказанного внедорожника.
Производитель Teledyne, один из главных конкурентов AM General, не смог уложиться в эти рамки и проиграл: была нарушена развесовка машины из-за несоблюдения установленных заказчиком требований. Во-вторых, это заказ американской армии. Компания Lamborghini еще в 1977 году представила автомобиль Cheetah, испытания которого проводились в пустынях Саудовской Аравии.
Поражение Lamborghini можно объяснять по-разному: возможно, итальянская компания также не смогла соблюсти все условия заказчика; или Министерство обороны США отдало предпочтение AM General, в названии которой подчеркивается ее американское происхождение. Как бы то ни было, в 1985 году AM General начинает массовый выпуск Hum-Vee.
Испытание Войной.
HMMPWV мог навсегда остаться машиной для военных. Но история сложилась по-другому. Этот мощный внедорожник, который изначально задумывался как исключительно функциональный автомобиль, приобрел яркую индивидуальность.
Боевые действия, в которых принимал участие HMMPWV, стали для него большой рекламной компанией. В первую очередь речь идет о Войне в Персидском заливе. Hum-Vee стал постоянным героем репортажей «с места событий». Каждый день мировое сообщество видело на экранах своих телевизоров американских солдат, преодолевающих пространства пустыни на Hum-Vee.
Операция «Буря в пустыне» стала апофеозом известности HMMPWV — это была настоящая демонстрация мощности американской армии и ее «высокоподвижного и многоцелевого» автомобиля. Доходы и популярность AM General заметно возросли. И более того: у гражданских лиц, которым полюбилась агрессивная энергия HMMPWV, появляется желание получить его в собственное пользование. В недрах AM General возникает идея выпустить «мирную» версию автомобиля.
Автомобиль с мужским характером.
В 1990 году AM General начала работу над созданием гражданской версии
непревзойденного Hum-Vee. На этот автомобиль уже был большой спрос, и не только среди военных. Продавать HMMPWV частным лицам AM General не могла: требовалась сертификация со стороны Министерства Транспорта США. Тогда компания приняла решение наладить производство новой модели для гражданских лиц отдельно.
Так появился автомобиль Hummer H1, целиком базирующийся на военном HMMPWV. Все, что отличало H1 от милитаристского варианта — отсутствие брони и вооружения, а также новое имя. Оно стало более благозвучным, но не менее брутальным: High-Utility Maximum Mobility Easy Rider, что в переводе означает «Высокополезный максимально подвижный беспечный ездок». Несомненная связь с английским словом «hammer» («молот») подчеркивала мощь и силу новой модели.
Через два года, в 1992 году, начинается производство Hummer H1 (при новых владельцах фирмы — Renco Group Inc.). Одновременно с этим компания AM General устраивает пробег, демонстрирующий возможности внедорожника. Один из автомобилей, участвующих в пробеге, попался на глаза Арнольду Шварцнеггеру.
Видимо, это была судьба: сам «Терминатор» влюбился в железного монстра H1! Впрочем, что может выглядеть гармоничнее, чем «железный Арни» верхом на Hummer? Конечно, имидж известного актера сыграл значительную роль в популяризации бренда и формировании особого отношения к нему. Hummer — это автомобиль с мужским характером, и не иначе.
Малютка Hummer.
H1 не был автомобилем для всех. Он, по сути, был все тем же HMMPWV, «вернувшимся с войны». Огромный по сравнению с обычным автомобилем, он казался средневековым рыцарем в толпе испуганно жавшихся друг к другу клерков. Однако, эти клерки и покупали машины, к тому же приближался XXI век. Требовались новые решения.
1999 год открыл новую страницу в истории Hummer. Права на эту марку приобретает концерн General Motors. Новый хозяин вносит некоторые изменения в концепцию бренда: Hummer должен стать более доступным и современным.
Начинается интенсивная работа и уже через год появляются первые результаты. В 2000 году проходит презентация H2 в Детройте. Смена концепции отражается на всем: GM акцентирует внимание не на военном прошлом Hummer, но на его мирном будущем. Сам автомобиль уменьшается в размерах и получает милое прозвище — «Baby Hummer» («Малютка Хаммер»).
Впрочем, малюткой H2 кажется только в сравнении с H1. Конечно, это все тот же могучий Hummer, но более «причесанный». В частности, большое внимание было уделено дизайну и «внутреннему наполнению» — автомобиль оснащен системой GPS, DVD-проигрывателем, прибором ночного виденья и мощной аудио-системой. Это и есть приручение Стихии, о котором мы говорили в самом начале. Именно таким — воинственно-агрессивным и ультрасовременным, Hummer остается до сих пор.
Hummer этого дня.
На этом история Hummer не заканчивается. В 2005 году модельный ряд расширяется: появляется H3. Эта модель еще компактнее и современнее, чем Baby Hummer. Пожалуй, нет такой электроники, которая отсутствовала бы в H3.
Хозяином марки Hummer по-прежнему является концерн General Motors. Сейчас этот автомобильный гигант переживает не лучшие времена — компания терпит огромные убытки. Есть информация, что GM ведет переговоры с зарубежными компаниями о продаже некоторых брендов, в частности, Hummer. В обсуждении участвует и Россия. У нас в стране Hummer собирают в Калининграде на заводе АвтоТор. И кто знает, может быть вскоре Hummer перейдет в руки российских производителей?
|