Можно долго спорить, был ли благородных, «голубых» кровей французский исследователь Антуан Ломэ де-ля-Мот Кадиллак (Antoine de la Mothe Cadillac) и имел ли он право присвоить себе такой герб. Но факты остаются фактами: в далеком 1701 году именно он основал Детройт и именно его именем посчитал возможным назвать свое предприятие Генри Мартин Леланд (Henry Martin Leland, 1843-1932), с которым история марки Cadillac сильно пересекается. Но обо всем по порядку. Крестьянин из Вермонта, механик, оружейник и инженер, Генри Леланд к 1902 году имел свою небольшую, но надежную машиностроительную фирму «Leland and Faulconer» и даже и не помышлял об автомобилестроении, а уж тем более об управлении целым заводом… Однажды к нему обратилось руководство компании Henry Ford Company (до 1901 года – Detroit Automobile Company) с просьбой оценить стоимость их имущества. Форд был у них инженером, но не сошелся характерами с начальством и уволился. Инвесторы остались и без машины, и без разработчика и решили, пока не поздно, фирму закрыть. Леланду понравилось оборудование предприятия. Более того, он решил предложить им свой улучшенный вариант стандартного автомобильного двигателя. Итак, Henry Ford Company реорганизовали, а вскоре и вообще объединили с Leland and Faulconer. Обновленная компания получила название Cadillac Motor Car Company в честь основателя города, а Генри Леланд после долгих уговоров согласился встать ее главой. Кстати, месячная зарплата у него была такая же, как и стоимость первой разработанной модели автомобиля. Самый первый экземпляр автомобиля был завершен 17 октября 1902 года, еще два выпустили к декабрю. А в январе 1903 года они уже были выставлены на открытии автомобильного салона в Нью-Йорке. Cadillac «модель А» имел грандиозный успех – на этой выставке Леланд получил заказ на две тысячи машин! Серийный выпуск начался в марте. Каждый год в продажу поступали новые и улучшенные модели автомобилей Cadillac (в 1904 г. модели А, B и четырехцилиндровая D; в 1905 году модели F, C, E; в 1906 – H, L, K и M и т.д.). Сам Генри ездил на одноцилиндровой двухместной модели Cadillac Osceola («дедушкин цилиндр» – так называла эту машину его семья) с первым в Америке полностью закрытым кузовом. Несмотря на довольно высокую цену, продукция фирмы пользовалась постоянным и довольно большим спросом. И на то были основания. Залогом успеха автомобиля Cadillac стали, помимо всех остальных преимуществ, бесшумная работа и абсолютная надежность его мотора. Это сказался опыт работы Леланда на оружейных заводах Кольта, Вестингауза и Пратта-Уитни. В то время практически все детали при сборке подгонялись друг к другу вручную – настолько они были неодинаковы. Генри же всегда следовал одному принципу: все составляющие должны выполняться строго стандартными, с минимальными погрешностями. Такой точности он добивался с помощью двух проверочных калибров: один по размеру детали, второй с максимально допустимым отклонением. Если деталь проверку не проходила, ее считали браком. В свою очередь, калибры так же регулярно проверялись эталонными образцами и приборами. Такой контроль за производством в 1908 году принес фирме Cadillac серебряный кубок Dewar Trophy Британского королевского автоклуба. Автомобили Леланда выдержали серьезное испытание: три случайно выбранных из партии экземпляра «модели К» были полностью разобраны, их детали перемешаны, а часть вообще заменена запасными. Затем автомобили были собраны заново; два из них завелись с первого раза, последний – со второго. Машины проехали еще 800 км и с уверенностью доказали превосходство своего производителя. Заводу Cadillac был выдан диплом и почетный кубок с надписью «За стандартизацию». Эта награда сделала технологии Леланда примером для всех и позволила ему подписывать свои автомобили словами, сейчас уже хорошо известными: «Standart of the World» – «Мировой стандарт». Но время не стояло на месте. Не останавливался на достигнутом и Генри Леланд. Осенью 1908 года производство всех разработанных ранее моделей прекратилось, а на рынок был представлен модернизированный четырехцилиндровый Cadillac «Модель 30» с разнообразными вариантами кузова и мощностью в 30 лошадиных сил. Новый автомобиль стал хитом сезона – только за первые 6 месяцев 4,5 тысячи экземпляров нашли своих владельцев! А 29 июля 1909 года, после нескольких неудачных попыток, фирму Cadillac Motor Car Company купил Уильям Дюрант (William Durant) и присоединил ее к своей корпорации General Motors (GM). Это стоило ему почти 6 миллионов долларов, но приобретение соответствовало своей цене. Леланду было предложено остаться на своем посту президента и продолжать тот же курс. В свою очередь, руководитель Cadillac передал свой опыт по стандартизации производства другим подразделениям GM. Выпуск одноцилиндровых моторов был прекращен, а четырехцилиндровый Cadillac «30» оставался ведущей моделью еще несколько лет. За это время объем двигателя возрос до 6 литров, а мощность – до 47,8 л.с. (1913 г.). Впервые стало возможно купить машину с закрытым кузовом прямо в автосалоне – до этого такие кузова делались по особому заказу и у отдельных производителей. А на моделях 1914-го года уже было 6 скоростей для движения вперед и откидывающийся руль. Но мы забыли упомянуть еще одну важную и до сих пор актуальную разработку компании – в 1912 году впервые в мире на автомобиль был установлен электрический стартер (ремонт стартеров). Заводная ручка, которую раньше требовалось крутить, чтобы завести машину, привела к смерти одного из близких друзей автостроителя. Желая обезопасить жизни людей, Леланд создал комиссию по разработке устройства для самозапуска двигателя. Инженер Чарльз Кеттеринг (Charles Kettering) смог разработать такое устройство. После испытаний электрической системой зажигания стали комплектоваться все модели Cadillac. Автомобиль с таким оборудованием, конечно, сразу вырос в цене. Но маркетологи сумели показать преимущества стартера: реклама подчеркивала изящество и представительный вид машины спереди, а слоган недвусмысленно гласил «Автомобиль БЕЗ заводной ручки». По достоинству оценила нововведение и комиссия Британского королевского автоклуба. После блестяще пройденных испытаний Cadillac получил свой второй серебряный кубок. До сих пор ни одна автомобилестроительная компания не смогла повторить это достижение. Появление шестицилиндровых двигателей поставило команду конструкторов перед новой задачей. Надо было не просто сделать свою такую же модель, надо было переплюнуть всех конкурентов, доказать, что Cadillac – это действительно автомобили класса люкс и все награды заслужены ими по праву! Леланд решил разработать мотор типа V8. Он уже использовался в некоторых машинах, но или единично, или настолько несовершенно, что в расчет не шел. Дошло до того, что образцом для исследований стал авиационный восьмицилиндровый мотор фирмы Hall & Scott. Сборка двигателя проходила настолько секретно, что появление осенью 1914 года (выпуск с 1915 г.) на рынке «Модели 51» с двигателем V8 объемом 5,1 л и 70 л.с. при 2400 оборотах в минуту стало неприятным сюрпризом для конкурентов. Автомобиль поставлялся с 15 вариантами кузова и комплектовался, помимо всего прочего, часами, электрическим гудком и насосом для шин, питающимся от двигателя. Примерно в это же время началась Первая Мировая война. Cadillac V8 в результате конкурса стал штабным автомобилем войск США. Леланд даже смог получить солидный заказ на производство авиационных двигателей Liberty, но тут в действия фирмы начал вмешиваться пацифично настроенный Уильям Дюрант, к тому моменту вновь захвативший власть в General Motors. Вспомнив обещанную, но не соблюдаемую независимость, Генри и его сын в 1917 году уволились, перетянув за собой часть людей. Они открыли новое предприятие – Lincoln Motor Company, и продолжили изготовление механизмов по госзаказам. После войны Леланд вернулся к выпуску автомобилей высшего класса: марка Lincoln впоследствии стала достойным конкурентом для Cadillac. Итак, с 1917 года Cadillac Motor Car Company потеряла свой условный суверенитет и стала одним из подразделений автомобильного концерна-гиганта General Motors. А с 1920 года, когда GM и вовсе поменяло владельца, все автопроизводители были разделены по ценовым нишам и управлялись решениями «сверху», едиными для всех. Что же касается герба мнимого или не мнимого дворянина Антуана Кадиллака, то в 2002 году с помощью «геометриста» Пиета Мондриана (Piet Mondrian) этот отличительный знак марки был переработан в новую стильную эмблему компании, чьи автомобили давно стали олицетворением достоинства и изысканного вкуса.
|