С самого начала создания компании Volvo, основателями были заложены многочисленные принципы, одним из которых является безопасность. Поэтому неудивительно, что именно шведская автомобильная компания внесла многие инновации (от дисковых тормозов до боковых подушек безопасности). А началась история почти 85 лет назад с гениально простой идеи…
В 1924 году двумя единомышленниками основывается предок шведской компании Volvo. Ими были Ассар Габриелссон (Assar Gabrielsson) и Густаф Ларсон (Gustaf Larson).
Ассар появился на свет 13 августа 1891 года и провел почти все свое детство в Косберге, точнее в графстве Скараборг. В 1909 году он заканчивает Высшую латинскую школу в городе Стокгольм. Спустя два года он оканчивает учебу в Школе экономистов со степенью бакалавра экономических наук. И в 1916 году устраивается на работу торговым менеджером в компанию SKF.
Второй основатель, которым являлся Густаф Ларсон, был старше Ассара на 4 года (Густаф родился 8 июля 1887 года). Свое детство он провел в Винтросе, а именно в графстве Еребро. В 24 года он оканчивает обучение в технической начальной школе, позже он получит диплом инженера от Королевского технологического института. И как Ассар устраивается в ту же самую компанию, где по иронии судьбы познакомится с Габриэлсоном.
Года неуклонно идут, в умах молодых специалистов все чаще мелькает мысль - а почему в Швеции нету собственного автомобиля, как и собственной автомобилестроительной промышленности. И пару раз, случайно встретившись на предприятиях компании, решаются на основании шведской автомобильной компании.
Ассар на себя взял задачи по изучению экономической целесообразности данного предприятия, в то время как Густаф занимался подбором штата для сборки автомобилей. Годом позже Габриэлссон вкладывает все свои сбережения в развитие предприятия, в частности и на выпуск пробной серии из десяти пассажирских автомобилей.
Первые автомобили выпускались на заводах Galco's Stockholm, при содействии все той же SKF. Она тоже участвовала в новом предприятии, вложив в развитие Volvo порядка 200 000 шведских крон. Отчасти молодая компания была под полным контролем SKF, но неограниченна к росту.
Дату рождения шведской компании принято ассоциировать с выпуском первого автомобиля под названием Jakob, покинувшего двери завода в Гетеборге 14 апреля 1927 года.
Позднее все работы по сборке автомобилей окончательно переносятся в Гетеборг и близлежащий Хисинген на производственную площадку Volvo, включая и техническое оборудование компании SKF.
Ещё до появления на дорогах общего пользования первого автомобиля Volvo основателями было определено четыре четких критерия, которые способствовали успеху нового предприятия. Ими стали:
1. Швеция являлась одной из развитых промышленных стран.
2. Небольшой уровень зарплат в стране.
3. Огромный спрос по всему миру на шведскую сталь.
4. И напоследок главное – в то время все сильнее и сильнее назревала необходимость в создании собственного шведского автомобиля.
Однако до апреля месяца, как и до начала выпуска, были утверждены роли основателей в новой компании. Так SKF являлась гарантом выпуска первой партии в одну тысячу автомобилей. И она не подвела. Интересно, что она также предложила нынешнее название компании Volvo (в переводе означает «я качусь»). Вот таким образом в 1927 году и появилась известная шведская автомобилестроительная компания.
Сразу же придумывается и фирменный знак компании – им становится «символ Марса», который, как и сегодня в то время находился в центре решетки радиатора. Сначала на легковых автомобилях, а немного позднее и на грузовиках с автобусами.
Но немного ранее, 10 августа 1926 года состоялся разговор между Ассаром Габриэлсоном и руководством SKF. Основатель автокомпании убедил основного инвестора задействовать в обороте его компании неиспользуемые оборотные средства SKF, и они согласились.
Помимо этого сама SKF, по своей инициативе предоставила Volvo еще один кредит на сумму в 1 000 000 шведских крон, тем самым покрыв предыдущие убытки Volvo, которые преследовали ее до первой прибыли в 1929 году.
В период с 1930 по 1935 годы прибыль Volvo неуклонно растет. Правда компании все ещё не хватало средств для расширения производства, поэтому руководство решает собрать совет акционеров для решения вопроса с выходом на Стокгольмскую фондовую биржу. Все согласились, что это верный ход. Интересно, что после выпуска акций большую часть приобрела вся та же SKF, что сразу же отразилось на котировках акций предприятия в положительную сторону – и по наши дни акции Volvo считаются «народными».
А теперь вернемся к первому выпущенному автомобилю. Им был Jakob модели OV4, ознаменовавший создание задатков автомобилестроительной индустрии в Швеции. Позже появится вторая известная шведская марка автомобилей Saab.
Что о «Якобе», то он был создан на базе американских автомобилей, шасси которых спереди и сзади оборудовались листовыми рессорами. По документации крейсерская скорость автомобиля была прописана на отметке в 60 км в час, однако реальная была в полтора раза больше и составляла все 90 км/ч.
Для тех времен автомобиль был довольно шикарным. Чего только стоит пятиместный кузов с откидным верхом и четырьмя дверьми, в салоне которого использовалась натуральная кожа, ясень и бук. Стоимость самой дешевой модификации этой модели составила 4800 шведских крон. Однако, несмотря на то, что автомобиль стал первым «шведским», темпы его производства были не велики. С самого начала руководство Volvo поставило цель – главное качество, поэтому много времени уделяется контролю за производством и качеству выпускаемой продукции.
Позднее вслед за сборкой различных версий пассажирского автомобиля Jakob налаживается выпуск грузовиков. Это были небольшие малолитражные грузовички для города, в основе которых использовалось шасси от Jakob. В истории первый шведский грузовик известен под названием Type 1.
Но, Volvo на достигнутом не останавливается, и в это время начинается работа над шестицилиндровым мотором. Впервые такой мотор был показан на модели PV651 в апреле 1929 года. За год удалось продать 1383 машины, из которых 27 ушли на экспорт в другие страны.
Успешный дебют нового автомобиля в такси немного вносит изменения в планы руководства предприятия – Volvo сосредотачивается на выпуске автомобилей такого предназначения.
Через год свет увидит еще два новых автомобиля – модели TR671 и TR672, которые были рассчитаны на перевозку семи человек. Изначально обе машины задумывались для активного использования их в такси, и как городской общественный транспорт.
Удивительно, но на этих автомобилях впервые появились гидравлические тормоза на все 4 колеса. Эффективность тормозов была настолько сильной, что часто на задних бамперах автомобилей Volvo того времени можно было увидеть предупреждающие треугольники, главной задачей которых было предупредить другие транспортные средства от тормозного эффекта.
Однако помимо новинок в мире автомобилей, этот же 1930 год является «годом покупок»: под крыло Volvo попадает завод по сборке двигателей Pentaverken, а немного позднее выкупаются все помещения SKF на заводе Хисинген. Поэтому неудивительно, что в это время активно увеличивается штат компании Volvo.
В 1931 году начинается активный спад спроса на шведский автомобили, как в Швеции, так и в других странах Европы. Причиной послужили последствия международного экономического кризиса, и также нарастающая конкуренция General Motors (в Стокгольме ими было налажено производство автомобилей Chevrolet). Однако на столь не радужную ситуацию Volvo выстояла этот тяжелый год, а все благодаря шведскому патриотизму.
Спустя два года общественности был показан новой автомобиль в нескольких комплектациях, под индексами PV653 (стандартная комплектация) и PV654 (комплектация люксового оснащения). Примечательно, что кузова этих автомобилей были изготовлены полностью из металла, а вот колеса все те же – многоспицевые из дерева.
Также эти автомобили отличались хорошо продуманной шумоизоляцией салона, что в то время было в новинку. Был проделан довольно большой объем работы над автомобилями Volvo: на карбюраторах стали устанавливаться фильтры, у автомобилей появляется глушитель, и самое интересное – мощность мотора нисколько не снизилась от этих нововведений.
До 1939 года было выпущено еще несколько новых моделей, но принципиально они не сильно отличались от раннее выпущенных PV654. Отмечу лишь то, что за этот период появились решетка радиатора, и кузова автомобилей стали более обтекаемыми (аэродинамичными).
А далее началось время застоя, хотя и не у всех компаний. Начинается Вторая Мировая война, от которой сразу пострадала вся энергетическая отрасль. Удивительно, но Volvo вновь оказалась на шаг впереди всех. Дело было в том, что помимо автомобилей компания занималась также производством газогенераторов (и осуществляла ремонт генератора) , что позже сказалось и на автомобилях – Volvo первой налаживает выпуск автомобилей с газогенераторами, топливом для которых являлся древесный уголь. Лишь через полтора месяца появились похожие автомобили от компаний, конкурирующих с Volvo.
Неудивительно, но спрос на автомобили в это время упал почти на треть (с 7306 до 5900 машин). Вслед за этой проблемой автопроизводители (включая и Volvo) столкнулись с проблемой поставки комплектующих для собираемых автомобилей.
Собственно, поэтому в эти годы производство гражданских автомобилей было почти сведено к нулю, а компания переориентируема на сборку газогенераторов и автомобилей повышенной проходимость для нужд военных сил (автомобили для армии по конструкции были очень похожи на выпускаемые в то время Jeep).
Лишь в конце 1941 года все медленно, но уверено начало возвращаться в прежнее русло. Швеция оправлялась от последствий военных действий в других странах Европы, а Volvo проходит отметку рубежа – выпуск 50-тысячного автомобиля.
Следующие несколько лет в компании посвятили работе по переориентированию производства с военной продукции на более гражданскую. Таким образом в 1944 году был показан первый образец модели PV444, который обладал двигателем в 40 л.с и был довольно экономичным в плане расхода топлива.
Тремя годами позже в Швеции показали десяток различных модификаций на основе все того же прототипа PV444, и в феврале 1947 года некоторые из них успешно пошли в серийное производство.
В 1956 году в Volvo на пост президента компании приходит Гуннар Ингеллау (Gunnar Ingellau), на плечи которого в эти годы легли проблемы, последствия от Суэцкого кризиса:
-ограничение поставок топлива в Швецию,
-запрет торговли в Швеции по выходным (суббота и воскресение).
Лишь годом позднее ситуация в стране вернулась на свое место, и Ингеллау решает сфокусировать внимание на наращивание экспорта автомобилей в другие страны. К примеру, только в США в это время было ввезено более 5000 автомобилей, что на 82% больше по сравнению с предыдущими годами.
Также стоит обратить внимание на то, что именно при Гуннаре Ингеллау за Volvo закрепилась слава качественных, надежных и главное безопасных автомобилей. Но в 1971 году пост президента вновь освободился и на новое место пришел приемник Ингеллау – Гилленхаммер, который взял бразды правления преуспевающей компании.
В следующие годы на конвейер Volvo пришла принципиально новая модель автомобиля под названием Amazone. И хотя она должна была полностью заменить выпускаемую в ту время модель PV444 - этого не произошло. Параллельно производились обе модели, с первой на PV444 были взяты такие технические новинки, как: ремни безопасности, более новый мотор, новые стекла и светооптика.
Начало 60-х годов ознаменовалось новой моделью более спортивной, а именно двухместным купе. Автомобиль был показан на Международной выставке в Брюсселе, а сборка налажена в Англии.
Позднее показали модель под индексом 144, которая открыла новую веху в истории развития компании – более технологические, безопасные, качественные автомобили. На автомобиле была установлена новая тормозная система с дисковыми передними и задними тормозами. Примечательно, но кузов для модели 144 проектировался с учетом деформации при авариях на разных скоростях.
Именно такое внимание к безопасности в последствии послужило к созданию «Комитета по изучению дорожно-транспортных происшествий». Отдел исследования занимается мониторингом всех аварий, и исследованиями – для этого пострадавшие в авариях автомобили привозятся сюда для изучения в лаборатории безопасности компании.
В 1972 году в активы Volvo включается треть голландской компании DAF. А спустя два года вновь новинка – свет увидел в шести разных версиях исполнения модель Volvo 240 и две версии модели 260. Новые автомобили предприятия были оборудованы двигателем, который разрабатывался совместными усилиями специалистов из Renault, компании Peugeot, Volvo.
Спустя три года был выпущен первый совместный автомобиль с DAF, им стала модель Volvo 266 (DAF66). Новый автомобиль был признан прийти в класс малолитражек, с установленной автоматической коробкой передач. Производство нового автомобиля было налажено на мощностях предприятия DAF, позже переименованное в Volvo Car BV.
В 1977 году Volvo исполнилось пятьдесят лет, к событию были выпущены новые автомобили – один вариант модели 240 и купе 262. Над дизайном последней работали итальянцы из Bertone.
А позднее между Volvo и Renault заключается соглашение о совместной деятельности (пройдет пару лет и Renault станет акционером в шведской компании). Это же время известно благодаря двум новинкам в автомобильном ряду компании – модели Volvo 240 GLT и Volvo 345.
Середина 80-х годов дала прирост, в 1985 году рост производства достиг порога в 400 000 автомобилей в год. В результате было открыто несколько новых заводов на территории Швеции.
За последующие десять лет компания Volvo была удостоена многих наград, так в 1989 году разработчик трехточечных ремней безопасности Нильс Болин (Nills Bolin) был премирован наградой Safety and Health Hall of Fame и английской премией Prince Michael Road Safety Award
Новая веха развития Volvo началась в начале 90-х годов с выпуском модели 960. Автомобиль оснащался трехлитровым мотором, мощность которого составляла 240 л.с. Также в оснащении была включена автоматическая коробка передач.
Вслед за новинкой в модельном ряду компания Volvo подписала соглашение с Renault о сотрудничестве в области производства грузовых и легковых автомобилей, и также автобусов.
А осенью 1991 года заключается еще одно соглашение – между японской компанией Mitsubishi, Volvo и правительством Нидерландов. По условиям соглашения в Нидерландах было создано совместной предприятие (Ned Car BV), в котором у каждой стороны была доля в 33%.
Тремя годами позже, в 1994 году общественности был показан автомобиль Volvo 960, обладавший другим дизайном кузова и салона. И через год показали принципиально новую модель S40/V40, являвшийся результатом совместной работы Mitsubishi и Volvo.
Время неукоснительно идет вперед, впрочем, как и прогресс. Особенно это заметно в области автомобилестроения, за последующие годы Volvo показала достаточно много новинок, как обновлений уже выпускаемых моделей, так и совершенно новые автомобили.
Сегодня бренд известен благодаря таким моделям, как: Volvo S40, Volvo S60, Volvo S80, Volvo V70, Volvo XC70, Volvo XC90 и многим другим.
При виде автомобилей Volvo у большинства людей сразу же вспоминается слово – этим словом является безопасность. Независимо легковой автомобиль, или грузовик выпускаемый компанией Volvo.
В компании огромное количество времени уделяется именно безопасности транспортных средств, впрочем, это не мешает шведам также производить автобусы и двигатели для морских судов и лодок.
|