Луис Картье – основатель брэнда Cartier
Истории успеха - Истории успеха зарубежных компаний и их руководителей

луис картье – основатель брэнда cartier

Нет, наверное, на земле человека, который бы не знал, что означают эти изящно переплетенные буквы С. Марка всемирно известной фирмы, отпраздновавшей недавно свой полуторавековой юбилей, воспринимается даже не как знак качества, а как некие магические письмена. Cartier — законодатель мировой моды, высший арбитр изящного вкуса. Cartier — это революция в дизайне, особое направление в ювелирном искусстве.

Изысканные украшения из всевозможных камней и металлов, шикарные аксессуары и прочие игрушки от Cartier давят на психику и заставляют себя хотеть. Cartier нравится всем, даже самому зашифрованному снобу и эстету, который презрительно морщится при виде паши с бриллиантами на пудовом браслете. Откуда такая магическая притягательность?

Если разобраться, во всем виноваты часы. Именно они позволили в начале века в общем-то небольшой ювелирной фирме быстро набрать обороты, превратиться в транснациональный концерн и создать уникальный имидж: мол, Cartier вне конкуренции.

Началось все в 1819 году, когда в семье скромного хозяина мастерской, выпускавшей рожки для пороха, родился мальчик — Луи-Франсуа Картье. Ребенок довольно рано проявил способности к изобразительному искусству, и отец отдал его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару. Мама Луи-Франсуа была против. Она считала, что порох более надежная с точки зрения маркетинга вещь, чем золото. Порох нужен всегда и всем, а золото — только королям, и то в ограниченном количестве.

Культурное наследие House of Cartier берет начало в 1847 году, когда Луи-Франсуа Картье (Louis-Francois Cartier) (1819-1904), в прошлом подмастерье, приобрел мастерскую своего учителя Адольфа Пикара (Adolphe Picard).

Дела шли таким образом, что уже через шесть лет Луи-Франсуа открыл в Париже новую мастерскую на улице Нев-де-Пети-Шан, неподалеку от Биржи и Пале-Рояля…

Во Франции было немало хороших ювелиров, но именно Луи-Франсуа Картье выпала счастливая звезда. Не прошло и двух недель после открытия лавочки, как туда заглянула изящная, сильно напудренная и хорошо пахнущая дама. Она долго рассматривала золотые безделицы, закатывала глазки, вздыхала — и наконец купила три брошки. Это был успех! Он только потом узнал, что дама была графиней Ньеверкерк, супругой суперинтенданта по изящным искусствам при дворе Наполеона III и ближайшей подругой принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта, а по мужу княгини Демидовой.

На следующее утро Луи Картье проснулся знаменитым. Французская элита бросилась скупать лорнеты, монокли, очки от Картье. Вслед за ними в Париж потянулись англичане и русские. Король Эдвард VII заказал у Cartier пару специальных «оперных» очков, княжна Лобанова-Ростова купила лорнет из морских раковин и платины, украшенный сапфирами и бриллиантами, князь Юсупов заказал у ювелира лорнет, который украшали 442 бриллианта.

Король ювелиров, ювелир королей – иначе Cartier теперь не называли.

За три года графиня Ньеверкерк, княгиня Демидова и еще одна их приятельница — императрица Евгения, супруга Наполеона III, — приобрели у Луи-Франсуа Картье в общей сложности около ста пятидесяти изделий и были вполне счастливы этим обстоятельством. Они рекомендовали открытого ими ювелира всем своим друзьям и знакомым. И они не боялись увидеть такую же, как у себя, брошь на груди у подруги или соперницы: Луи-Франсуа Картье не халтурил. Он творил, и он не повторялся. Слава Картье (и состояние) росли, как на дрожжах.

Это был заслуженный и закономерный поворот — Луи-Франсуа был настоящим художником. Он экспериментировал, искал новые формы, сочетая древнейшие традиции ювелирного искусства с веяниями современной моды. Бриллиантовые бабочки запорхали в волосах важных дам, таинственные скарабеи засияли на воротничках вельмож, скорпионы украсили собой атласные туалеты — это было до той поры неслыханно, никто раньше и предположить не мог, что животные и насекомые могут быть так изящны, что будут допущены в самый высший свет. Да-да, до Луи-Франсуа Картье использовать животных и насекомых в ювелирном деле было моветоном, однозначно. Но он увидел: это может быть красиво. И он сделал это красиво. Вслед за ним увидели это все.

Именно Луи-Франсуа Картье (первый во всем мире!) стал использовать платину, а до него все довольствовались золотом и серебром. А ведь платина прочнее других металлов и способна выдержать большее количество драгоценных камней. А чем больше драгоценных камней, тем это волнительней, тем выше вздымается грудь счастливой их обладательницы и тем эта грудь желанней. Простая закономерность, но именно он ее открыл, и именно его княгини, герцогини и императрицы считали виновным в своем успехе у противоположного пола. О чем еще он мог мечтать?

Первое изделие от Картье в области оптики было создано в 1897 году. Это был шикарный лорнет из светлой морской раковины, украшенной бриллиантами для Принцессы Эсслинга (Essling), которая состояла в прямом родстве с маршалом Массеной (Massena). Сразу после этого на его изделия возник огромный спрос – представители элиты того времени наперебой заказывали у Картье самые замысловатые модели «Прекрасной Эпохи» (Belle Epoch): лорнеты, монокли, очки и бифокальные оптические средства, и обязательно носили их с собой на самые важные международные приемы.

Для вечернего посещения Ковент-Гардена Эдвард VII заказал у Картье пару специальных «оперных» очков. На следующей неделе княжна Лобанова-Ростова попросила Луиса Картье изготовить изысканный лорнет из морских раковин и платины, украшенный сапфирами и бриллиантами. В 1913 году очарованный этим изделием князь Юсупов заказал у своего ювелира лорнет, который украшали 442 бриллианта.

После окончания Первой мировой войны Картье добился настолько большого успеха, что производством оптики стало заниматься отдельное подразделение. Оптические изделия, созданные ювелиром, продавались в магазине на улице Делапекс и привлекали все новых клиентов. Первым, кто заказал пару очков у Луиса Картье в 1925 году, был Жан Ланвин. В период между двумя войнами среди его клиентов были интеллигенты, писатели, композиторы и актеры – Поль Клодель, Генри Бернштейн, Францис де Круазет, Жан Кокто, Колет, Гэби Морлей, Габриэль Дорзиат. Коко Шанель, которая постоянно носила с собой лорнеты, получила от герцога Вестминстерского в подарок изысканный лорнет с алмазами и прекрасными жемчужинами. Позже она подарила его блистательному деятелю русского балета Сергею Дягилеву.

Очки от Картье сегодня продолжают столетнюю историю торговой марки. Они – естественное продолжение истории бренда и истории оптики. Как и в других изделиях от Картье, в очках идеальным образом сочетаются инновации, роскошь и технологии.

Вместе с Луи-Франсуа работал его сын, Альфред. В 1898 году он открывает салон-мастерскую на знаменитой парижской улице де ла Пэ, на которой сосредоточены все самые шикарные магазины французской столицы. У Альфреда тоже подрастали сыновья. Старшего, самого талантливого, Луи-Жозефа или просто Луи — да, так его все и звали — отец берет в семейное дело на правах партнера. Луи тогда было всего двадцать три года. И он не подвел отца, подняв реноме фирмы на еще более высокий уровень.

Особый шик, особая аура изделий от Картье — это во многом заслуга именно Луи. Луи не любил стиля модерн, ставшего на рубеже веков почти всеобщим. Он предлагал своим клиентам украшения, стилизованные под «век осьмнадцатый», и сумел-таки переломить капризную моду. Изделия фирмы, особенно в стиле «Guirlande» (когда бриллианты скомпонованы так, что креплений практически не видно) пользовались колоссальным спросом.

Картье всегда были внимательны к чужому опыту, умели учиться у других. Известно, например, что искусство эмали Луи Картье осваивал по работам знаменитого Карла Фаберже. Картье и Фаберже в некотором роде были соперниками. В 1907 году Картье устроил свою выставку в Санкт-Петербурге, и хотя бутик-мастерская в России так и не открылась, французский ювелир получил официальный заказ от Николая II и стал официальным поставщиком царского двора.

В 1908 году открывается нью-йоркский филиал фирмы. Возглавил его Пьер Картье, самый младший представитель третьего поколения славной династии. А в 1910 году регистрируется торговая марка Картье — тот самый знаменитый вензель из переплетенных «С». Умение и желание потакать изысканным капризам самых утонченных дам мира не помешали созданию фирмой первого образца наручных часов для пилотов (это произошло в 1906 году). В 1910 году Cartier перевернула мир часовых форм. Именно тогда появились первые часы в прямоугольном корпусе.

Несколько позже среди моделей Cartier появились часы, которые показывали время в Лондоне, Париже и Нью-Йорке — в тех городах, где находились штаб-квартиры Cartier. А позже, в 1919-м, разработке первой базовой модели тонких наручных часов под названием «Танк» (в память американского танкового корпуса, воевавшего во Франции во время первой мировой). Сейчас уже с уверенностью можно говорить, что «Танки» выдержали испытание временем — их носила Джекки Онассис, продолжает носить Элтон Джон, а если верить публикациям в модных журналах, у Трумэна Капоте было шесть (!) таких часов.

Стратегия фирмы и ее стиль постепенно меняются. Первая мировая война, затем великая депрессия 1929 года и вторая мировая война коренным образом изменили общество. Аристократию вытесняют бизнесмены, которых привлекают вещи дорогие, престижные, но при этом удобные. Продукция «Картье» становится более функциональной. Авторучки, часы, зажигалки, изготовленные из дорогих материалов, выпускаются в массовую продажу (хотя понятие «массовости» вообще-то не очень применимо к продукции «Картье»).

В 1945 г. президентом фирмы, которая теперь называется «Cartier International», становится Пьер Картье. В 50-е годы разрабатываются модели часов овальной формы «Baignoires» (впервые такая форма была предложена в 1912г.) В последующие десятилетия фирма «Картье» выпустила в свет еще немало прекрасных моделей часов: «Reverso», «Ceintures», «Crash Watches».

В 1960-е годы фирма уже перестает быть чисто семейной. В 1972 г. Ален-Доминик Перрен, один из руководителей фирмы, блестяще перестраивает дистрибьюторскую политику и создает новое направление, получившее название «Must». Изделия от «Картье», за исключение ювелирных украшений, отныне продаются не только в фирменных салонах, но и в специальных отделах дорогих магазинов. Разрабатывается новая продукция — сумки, ремни, платки и т. д. Это позволило значительно расширить клиентуру, и в скором времени доход достиг трети общего дохода фирмы.

В 1979 году дочерние фирмы «Картье» объединяются в единый концерн «Cartier World». В 1981 г. «Картье» начинает наступление на парфюмерный рынок и выпускает духи «Must», затем в 1987 — «Pantere», в 1995 — «So Pretty». Но, разумеется, Картье остается «королем ювелиров». В 1982 году появляется новый стиль от «Картье» — «Nouvelle Joallerie», то есть «новое ювелирное искусство». В основе — все та же стилизованная, изысканная классика, умелое сочетание традиционных классических форм и современного дизайна, но без эпатажной геометричности и «модерновости».

В 1993 году Cartier вошла в концерн Richemond — лидирующую группу компаний, занимающихся производством товаров роскоши. Надо сказать, что сейчас Cartier — это не одна компания, даже не три отделения. Cartier объединяет 14 компаний, каждая из которых отвечает за производство отдельных товаров — часов, ювелирных изделий, аксессуаров. Их объединяет не только имя — все, что выпускается под маркой Cartier, носит на себе печать роскоши, особого флера богатства и могущества. Перед красотой своих изделий не может устоять и сама фирма — сейчас она планомерно выкупает свои шедевры, символизирующие тот или иной этап своего развития.

В настоящее время Cartier – это 14 производственно-коммерческих компаний, которые с успехом развивают дело Дома Картье и входят в концерн Richemond – группу компаний, занимающихся производством товаров роскоши. Каждая из 14 компаний Cartier отвечает за производство отдельных товаров – часов, ювелирных изделий, аксессуаров. Все, что выпускается под маркой Cartier, несет на себе отпечаток роскоши, богатства и исключительности.

Сегодня ассортимент часов Cartier очень разнообразен, гораздо демократичнее, чем в начале века, диапазон цен очень широк (от 700$ до космических сумм). Но все, что несет эту марку, традиционно, классично, элегантно. Луи Картье не только история успеха, но и стиль, который стал политикой этой фирмы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные истории:

News image

Emerson. Электрическая тяга

Во время недавних перебоев с электроэнергией, от которых пострадала едва ли не половина Америки, компьютеры Нью-Йоркской фондово...

Связаться с нами

News image

История Reebok (RBK), или как появились первые кроссовк

Компания Reebok занимает одну из главенствующих позиций на рынке по производству одежды и обуви спортивного характера. Модели об...

News image

Максим Кощеенко – история «Азбуки вкуса» – история успе

Над служебным входом “Азбуки вкуса” в начале Кутузовского проспекта висит забавное объявление: “Сотруднику разрешается одно куре...

Здесь знают, как сделать Вашу улыбку совершенной

Близко 70% населения нашей планеты, как гласят статистические данные, периодически испытывают зубную боль. Это объясняется тем, чт...

News image

История Nivea

Историю бренда Nivea принято отсчитывать с того самого момента, когда в 1890 году доктор Оскар Тропловиц приобрел небольшую комп...