Мари Тюссо. Королева восковых фигур
Истории успеха - Истории успеха известных людей

мари тюссо. королева восковых фигур

Родилась Мари Гросхольц 1 декабря 1761 года в Страсбурге. Ее родители были родом из Швейцарии. Отец ее был потомственным палачом, а мать Анна-Мария служила прислугой. С детства Мари приходилось привыкать к тому, что люди сторонятся их семьи, - сказывалось ремесло отца. Мать Мари не испытывала нежных чувств к угрюмому мужу, отдав своё сердце молодому скульптору Филиппу Вильгельму Куртиусу. Во время одной из частых ссор она бросила мужу в лицо: Мари - не его дочь, а Куртиуса. Палач в ответ на это без лишних слов выставил обеих за дверь. Мать вместе с девочкой стала жить у своего любовника.

Официальные источники выдвигают куда более благообразную версию этой истории: Отец Мари был солдатом, участвовал в Семилетней войне и погиб за два месяца до рождения девочки, так и не успев ее увидеть. Овдовевшая мать работала экономкой в доме доктора Филиппа Куртиуса, и впоследствии вышла за него замуж .

Филипп Куртиус отнюдь не бедствовал, как многие из его товарищей по цеху в те времена. Поставщик двора Его Величества короля Франции, он отливал из воска изображения монарха, его многочисленных придворных и домочадцев. Юную Мари невозможно было вытащить из мастерской. И вскоре Филипп начал обучать её всем премудростям своего дела. Ученица оказалась на редкость способной, и Куртиус благодарил Бога за такую помощницу - один он уже не справлялся с возрастающим потоком заказов. Парижане наперебой заказывали свои портреты скульптору, и неудивительно, ведь он лепил самого короля! В мастерской побывали даже Бенджамин Франклин и Вольтер. Именно фигура Вольтера стала первой, которую самостоятельно вылепила Мари, которой было тогда всего 17 лет. Куртиус понял, что у девушки настоящий талант, и вскоре доверил ей снять посмертную маску Жан-Жака Руссо. Мари трудилась над заказами с утра до вечера, а иногда позволяла себе отдохнуть : лепила портреты гостей Куртиуса - известных политиков, философов, поэтов.

История восковых скульптур насчитывала к тому времени несколько веков. Еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. В средневековой Европе восковыми статуями святых украшали храмы. Филипп Куртиус приспособил этот вид искусства к нуждам живых. Во времена,когда фотография еще не была изобретена, а портрет или бюст у художника были по карману далеко не каждому, Куртиус за сходную цену запечатлевал заказчиков в миниатюрных восковых бюстах. Для большей похожести бюсты одевали в парики, кружева и сюртуки.

Восковой театр - начало

Фигурки из воска становились все популярнее. Прибыли от заказов семье хватало, чтобы арендовать дом в престижном аристократическом районе Парижа. Во время свадьбы будущего короля Франции Людовика XVI с Марией-Антуанеттой в 1771 году вдохновленный Филипп Кюртэ слепил из воска портреты новобрачных и выставил их в своей лавке. Успех превзошел самые смелые ожидания. Посмотреть на бюсты августейших супругов народ стекался толпами. Это подтолкнуло Куртиуса к созданию коллекции фигурок знаменитостей.

Ее подготовка заняла не один год. И поздней осенью 1776 года по всему Парижу мелькали афиши: Посетите восковой театр знаменитого доктора Куртиуса! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие . Мари продавала билеты на выставку. Фигуры произвели неизгладимое впечатление на парижан. Центральной фигурой выставки стал сам Людовик XVI . Заинтригованный слухами король, скоро сам пожаловал в галерею Кюртэ и был в таком восторге, что пожертвовал на одежду для фигуры свой мундир и один из орденов. Впрочем, почти все эти скульптуры были сделаны по картинам и гравюрам и порой довольно слабо напоминали оригинал.

Рожденная революцией

В это время Мари уже была хорошим скульптором, художником, модельером, гримером и парикмахером. Помимо этого, она сама закупала необходимые для изготовления фигур воск, ткани и натуральные волосы, вела финансы Куртиуса.

Король, восхищенный восковыми работами, не забыл Мари. В 1780 году ее пригласили в Версаль преподавать изобразительное искусство сестре Людовика - принцессе Елизавете. Мари прослужила придворной гувернанткой девять лет, пока в 1789 году парижане не разрушили Бастилию и не взяли под стражу королевскую семью. В тюрьму попала и Мари. Некоторое время она находилась в одной камере с будущей возлюбленной Наполеона Жозефиной Богарнэ. Но до гильотины дело не дошло. Мари спасло ее простое происхождение, и через несколько месяцев она вернулась на свободу к своим восковым куклам.

Но дела семейного бизнеса теперь не процветали так, как раньше - охваченным огнем революции французам было не до искусства. Несколько лет одна часть нации арестовывала, расстреливала и гильотинировала, а другая - пряталась и бежала. И тут Мари показала себя совершенно самостоятельной. Пока ее мать и Куртиус прятались по углам, Мари решила предложить свое искусство революционерам. Ведь они тоже люди, - подумала она. - Они не чужды тщеславия и наверняка захотят запечатлеть себя для потомков . Мари обратилась к главе якобинского правительства Робеспьеру с просьбой позировать ей и позволить снять с него маску. Ее расчет оказался верным: диктатор был польщен и тут же согласился. Мари немедленно развила бурную деятельность, следом за Робеспьером она запечатлела и других вождей революции.

Теперь ее работа существенно отличалась от неспешной деятельности Кюртэ. Словно понимая важность момента, она старалась запечатлеть как можно больше людей. Кульминацией ее деятельности стало изготовление посмертной маски Марата - знаменитого вождя революции, убитого сторонницей короля Шарлоттой Кордэ. Мари без колебаний прибавила к уже готовой фигуре Марата восковую куклу его убийцы, которую она лично видела в тюрьме. Тут очень кстати пришлись ее связи с парижскими тюремщиками и палачами, которые она завела во время своего заключения. Через некоторое время мастерская Куртиуса вновь была полна народа. Мари попала в точку: теперь людям интересно было увидеть не сцену из бала у последнего Людовика, а реконструкцию кровавого убийства революционера. Кстати, поставщиками волос для восковых фигур часто оказывались палачи, которые разрешали Мари брить казненных.

Взяв бизнес Куртиуса в свои руки, Мари его уже больше не выпускала. Окрестные палачи непрерывно поставляли ей материал для ее выставок, которого было в избытке в это неспокойное время. В зависимости от политической обстановки это были головы либо аристократов, либо революционеров. Мари сама снимала с них посмертные маски, и через несколько дней любой желающий мог увидеть живого казненного в ее галерее. Особенно бешеным успехом после казни Робеспьера пользовалась созданная Мари сцена Смерть тирана .

Мадам Тюссо

В 1794 году Куртиус умер, и Мари унаследовала его дело. Ей было к тому времени уже 33 года. Через несколько месяцев после кончины отца она познакомилась с инженером Франсуа Тюссо, с которым вскоре обвенчалась. Через год у Мари родилась дочь, но прожила совсем недолго. Потом следует рождение двух сыновей. Наконец-то у неё есть настоящая семья! Но вскоре Мари приходится признаться самой себе, что с выбором супруга она просчиталась. Франсуа оказался любителем выпить и заядлым игроком. Всё, заработанное женой, он умудрялся проигрывать в карты.

А тратить было что. Дела в мастерской шли превосходно, имя мадам Тюссо известно всему Парижу. Бывшая соседка по тюремной камере, ставшая ныне императрицей Жозефиной, приглашает её во дворец Тюильри, чтобы сделать скульптурное изображение головы Наполеона. Восковые фигуры мадам Тюссо скоро не оставят места в мастерской самой художнице. Её коллекцию должны увидеть тысячи людей! - решила Мари.


Прожив с Франсуа Тюссо всего семь лет, она на всю жизнь разочаровалась в мужчинах, Франции и революции. В 1802 году она оставила супруга и, прихватив детей, коллекцию восковых фигур и рекомендательные письма к английским палачам, эмигрировала в Англию. В 41 год Мари решилась начать новую жизнь, требовало огромного мужества от женщины ее времени. О прошлом ей напоминали лишь куклы убитых французских революционеров и доставшаяся от мужа фамилия.

Новая жизнь


В Англии мадам Тюссо вела жизнь бродячей артистки, перемещаясь по стране вместе со своей мастерской и постоянно растущей коллекцией. Не без помощи местных палачей она пополнила экспозицию фигурами английской и шотландской истории: Ричардом Львиное Сердце, Генрихом VII, Марией Стюарт и Кромвелем. Англичане по достоинству оценили труд Мари, и слава кукол мадам Тюссо опережала славу самой Мари. Правда, блестящая карьера этой уже немолодой женщины чуть было не оборвалась в 1804 году. После турне по Ирландии корабль, который должен был доставить все ее фигуры в Ливерпуль, затонул. Для Мари это было равнозначно смерти: выставка была ее единственным источником существования. По счастью, муляжи кукол прибывали на другом судне. Работая почти круглосуточно, мадам Тюссо заново создавала все свои восковые шедевры: покрывала их воском, гримировала, шила на них платья и по одному вставляла каждый волосок.

Затем потянулись долгие годы спокойной работы в тихой и спокойной Англии. Когда дети подросли, Мари разделила с ними дело своей жизни. Ее старший сын Жозеф стал специалистом по костюмам, а младший Франсуа вел финансовые дела. С годами мадам Тюссо стала больше внимания уделять фигурам детей - принцам, принцессам, наследникам короны. В 1833 году ее выставку посетила тринадцатилетняя девочка с большими голубыми глазами, и Мари сняла с нее все необходимые мерки. Через четыре года девочка была коронована как королева Виктория. В то время мадам Тюссо и ее коллекция стали одной из самых известных достопримечательностей британского континента. Например, о ее выставках писал молодой журналист Чарльз Диккенс.

Мари-художницу по-прежнему особенно интересуют злодеи, совершившие громкие преступления: их лица кажутся такими выразительными, каждое - словно театральная сцена, на которой перед потрясённой публикой разыгрывается трагедия. Эдинбургский палач Джон Вильямс разрешает мадам доступ в тюрьму, и Мари снимает маски с преступников накануне казни, а иногда и после неё. Так постепенно она заселяет свою Комнату ужасов .

Тем не менее знаменитая и разбогатевшая мадам Тюссо вела бродячий образ жизни вплоть до 74 лет. Наконец, в 1835 году она купила особнячок на Бейкер-стрит в Лондоне и окончательно перебралась туда вместе со своей мастерской и коллекцией. Несмотря на преклонный возраст, мадам Тюссо еще долго продолжала лично заниматься своим музеем, который насчитывал около трех десятков кукол. Свою последнюю восковую фигуру - автопортрет она сделала в возрасте 81 года. В старости она увлеклась новым для себя жанром - карикатурой. И часто развлекала своих родных весьма дерзкими пародиями.

Умерла Мари Тюссо в своем лондонском доме 16 апреля 1850 года в возрасте 88 лет. Вспоминая свою долгую жизнь, мадам Тюссо говорила: создавая свои фигуры, она проникала в самую глубину прототипов и так срасталась с ними, что начинала понимать их самые потаенные мысли.

Мадам Тюссо обрела бессмертие в кругу своих творений. Интересно, о чём они беседуют, когда закрывается дверь за последним посетителем и смотритель гасит в зале свет?

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные истории:

News image

Как стать профессиональным брокером

В современной России биржевой брокер является достаточно молодой специальностью. Это совершенно не удивительно, если учесть, что б...

News image

История Cadillac, или когда эталонный стандарт в создан

Можно долго спорить, был ли благородных, «голубых» кровей французский исследователь Антуан Ломэ де-ля-Мот Кадиллак (Antoine de l...

News image

История успеха в бизнесе Светланы Твардовской

Как ни странно все девушки любят смешивать цвета, крема и стили для создания чего-то нового и интересного. Так Светлана Твардовска...

News image

Где живут богатые и бедные люди?

Люксембург лидирует среди двадцати восьми стран европейского союза по рейтингу благосостояния домохозяйств. Данные опубликовало Ст...

News image

Водка ABSOLUT - брэнд становится символом

История успеха шведской водки Absolut, которая, как теперь может показаться, была на рынке всегда, сравнительно молода и насчиты...

News image

Сергей Кожевников – Русское Радио – история успеха

«Русское Радио» – первая национальная радиостанция России, воплотившая новый принцип вещания и использующая в своем эфире музыка...