Chrysler Corporation – один из флагманов американского автопрома. Причем, определяющим будет слово «американского». Эта компания всегда ориентировалась преимущественно на рынок своего континента. То ли из патриотических соображений, то ли в знак признательности правительству США, которое периодически выручало производителя автомобилей со славной историей создания.
Антикризисный управляющий.
Это сейчас Chrysler Corporation входит в «большую американскую тройку», уступая лидерство только Ford и General Motors. А в начале ХХ века ситуация была совсем иная. Ведь своим появления компания обязана финансовому кризису.
Прародительницами Chrysler Corporation были довольно известные в США автокомпании: Willys-Overland и Maxwell Motor, объединенные с Chalmers Motor. К 1920 году владельцы этих производств были просто в отчаянии, поскольку пребывали в глубоком финансовом кризисе.
Компания Джона Уиллиса была должна 50 миллионов долларов, а Джонатана Максвелла – 26 миллионов. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию они обратились к Уолтеру Перси Крайслеру (Walter Chrysler) – человеку с опытом работы вице-президентом по производству в General Motors. Это было удачное решение.
В 1922 году происходит слияние Maxwell и Chalmers, а группа талантливых инженеров в составе Зедера, Скелтона и Брира приступает к созданию нового автомобиля, которому суждено было стать родоначальником новой марки. Назвали ее Chrysler.
Уже в 1924 году новинка была выпущена под названием Chrysler 6. Основными достоинствами автомобиля стали: доступная цена, акцентирование на комфорте и принципиально новый дизайн. За год было реализовано 32 000 Chrysler 6, что подтвердило обоснованность приглашения Крайслера и стало началом триумфального восхождения компании в список стран лидеров автопродаж.
Рождение легенды.
В 1925 году Maxwell-Chalmers реорганизуется в Chrysler Corporation. На смену спасительному Chrysler 6 приходит уникальный для своего времени 4-цилиндровый Chrysler 58. Эта машина развивала скорость 58 миль/ч (93 км/ч) и была настолько технически совершенна, что пользовалась огромным спросом.
Дилеры завалили компанию заявками на поставку новинки. Chrysler Corporation всего за год распрощалась с 57-м местом среди заокеанских автопроизводителей и стремительно ворвалась в пятерку лидеров.
Компания не собиралась останавливаться на достигнутом. В 1928 году Chrysler Corporation приобретает фирму Dodge Brothers, которая славилась как производитель надежнейших автомобилей. Кроме того, Chrysler открывает новые отделения Plymouth и DeSoto.
Компания сразу стала позиционировать себя как инновационного производителя. Уже в 1929 году в базовой комплектации автомобили оснащаются карбюраторами с нисходящим потоком воздуха, гидравлическими тормозами и амортизаторами Lovejoy.
В 1931 году новый Chrysler оборудован 8-цилиндровым двигателем. А в следующем году Plymouth получает мотор с плавающей подвеской.
Даже в период Великой депрессии Chrysler Corporation не экономила на совершенствовании технологий. Благодаря этому в 1933 году компания стала единственным производителем, продажи которого увеличились по сравнению с 1929 годом. Тогда же Chrysler впервые обошел своего извечного конкурента Ford по количеству проданных автомобилей.
Инновацией 1933 года стала система комплексного оборудования IFS и 6-цилиндровый двигатель в моделях Plymouth. Вся линейка производителя оснащается коробкой передач со спиральным зубчатым зацеплением.
В следующем году появляется серия Airflow. В ней было реализовано применение изогнутого лобового стекла для улучшения аэродинамики, появилась автоматическая коробка переключения скоростей.
Советский плагиат.
Во время Второй Мировой войны Chrysler Corporation переориентировала производство под военные нужды. И немало заработала на оборонных заказах. Достаточно сказать, что к 1945 году компания поставила военного оборудования на 3,4 миллиарда долларов.
Chrysler выпустил 397 209 военных грузовиков, 25 507 танков Sherman М4, 3 миллиарда патронов и 175 000 двигателей различных типов. На вырученные деньги компания купила после войны 11 новых предприятий.
Любопытно, но технические решения Chrysler Corporation нашли применение одновременно на Восточном и Западном фронтах. Дело в том, что Советский Союз испытывал острую нехватку военной техники, особенно болезненно стоял вопрос с машинами высокой проходимости для командного состава Красной Армии.
Еще в 30-х годах ХХ века шли переговоры СССР с заокеанской компанией. Однако успехом они не увенчались. Тогда советское руководство приняло решение создать инженерную группу, чтобы беззастенчиво скопировать технические наработки американцев.
Был препарирован лучший на тот момент двигатель Dodge D5 и на его основе создан адаптированный аналог ГАЗ-11, провозглашенный венцом советской инженерной и творческой мысли. Это был 6-цилиндровый мотор объемом 3,5 литра мощностью 76 «лошадей».
Копией Dodge D5 оснащали броневики, легкие танки T-38, грузовики ГАЗ-ММ. Даже после войны Горьковский автозавод продолжал использовать американскую наработку. Двигатель ставили на машины вплоть до серии ГАЗ-51, хотели им оснастить и легендарную «Победу». Однако Сталину показалось, что 6 цилиндров слишком много для такой машины и их осталось только 4.
Через звезды к терниям.
Несмотря на покупку новых заводов, Chrysler Corporation начинает терять лидерство. К началу 50-х годов она вновь возвращается на третью строчку по продажам своих изделий на северо-американском континенте. Причина была в той же твердой, но не гибкой стратегии руководства. Chrysler совершал технологические мини-революции в своем инновационном, но небольшом модельном ряду, в то время как конкуренты выбрасывали на рынок огромное количество новинок.
Однако настоящие ценители автомобильной техники только приветствовали достижения компании. В 1951 году был заявлен первый автомобиль с усилителем руля. Все модели Chrysler Corporation стали оснащать ключом зажигания, отлично поработали инженеры и над подвеской. Тогда же был разработан двигатель Hemi V8, ставший основой для создания знаменитого 426 Hemi, который обладал мощностью в 400 л.с. и проектировался для спорткаров. Есть мнения, что этот мотор до сих пор один из лучших.
Во время войны в Корее Chrysler Corporation вновь получает оборонные заказы. Правда масштаб был совсем иной, так что компания смогла заработать «только» 1,1 миллиарда долларов.
В 60-е годы Chrysler стал пожинать плоды непродуманной стратегии. Компания пропагандировала прямоугольный стиль в дизайне, в то время как конкуренты делали кузова обтекаемой формы. Кроме того, рынок нуждался в роскошных и просторных моделях, а Chrysler выпускал небольшие автомобили.
Осознав свои просчеты, компания изменила линейку, но случился нефтяной кризис, и потребитель стал пересаживаться на экономичные машины, которые концерн уже снял с производства. Рынок наводнили японские автомобили, а Chrysler Corporation к концу 70-х годов оказалась не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами.
Время компромиссов.
Chrysler Corporation обратилась за финансовой помощью к правительству США. Доводы давнего подрядчика были услышаны, и в 1979 году компания получила 1,5 миллиарда долларов.
Chrysler больше не стремился скупать заводы конкурентов, а создавал взаимовыгодные партнерства. Еще в 1970 году под его брендом начался выпуск малолитражек Mitsubishi.
Несколько лет спустя руководство подразделением Chrysler Europe переходит к альянсу Peugeot — Citroen. В 80-х годах результатом союза с De Tomaso – Maserati становится Chrysler Turbo Convertible Built by Maserati.
Однако вернуть былое финансовое благополучие помогли, как всегда, собственные наработки. В 1981 году были выпущены Dodge Aries и Plymouth Reliant. Продажа этих моделей позволила вернуть долг правительству США уже в 1983 году. Тогда же Chrysler Corporation произвел настоящую автомобильную революцию, выпустив на рынок микроавтобусы.
Почувствовав снова силу, компания немедленно прикупила Lamborghini и поучаствовала в создании легендарного Diablo. А самой удачной инвестицией Chrysler Corporation принято считать покупку American Motors, точнее прав на такие бренды, как Eagle и Jeep.
В 1998 году произошло слияние Chrysler Corporation с концерном Daimler-Benz.
|