История Gillette. Лучше для мужчины нет |
Истории успеха - Истории успеха зарубежных компаний и их руководителей |
История этой компании показательна, так как именно она стояла у истоков сменных бритвенных лезвий, и создала индустрию одноразовых товаров. Это не считая того, что Кинг Кемп Жилетт показал миру такую бизнес-модель, как «наживка и крючок». Он продавал бритвы за меньшую сумму, чем стоило их производство, а зарабатывал уже на продаже сменных лезвий (сегодня так поступает множество компаний, начиная от производителей принтеров, и заканчивая разработчиками игровых консолей). Начало. Мечты Жилетта об изобретательстве Отец нашего героя в свое время владел скобяной лавкой. Бизнес приносил очень неплохие деньги, а потому он решил переехать с семьей в большой город – в Чикаго, где основал небольшую компанию, занимающуюся обслуживанием и ремонтом швейных машинок. Деньги лавка приносила исправно, вплоть до 1871 года, когда произошел грандиозный Чикагский пожар, уничтоживший множество домов, в том числе и рабочее помещения Жилетта-старшего. Говорят, что после этого он отправился работать коммивояжером. Некоторые историки отрицают этот факт, считая, что будущее Жилетта было гораздо менее радужным. Он запил бросив все на свете. Сегодня очень сложно сказать, как обстояли дела на самом деле, но обе версии вполне реалистичны, так как Кинг Кемп Жилетт уже с 16 лет работал коммивояжером. Возможно, что его взял к себе отец. А может быть он так рано пошел на работу из-за того, что приходилось кормить семью. Впрочем, не так уж и рано. Для 19 века начать работать в 16 лет было вполне нормально. Первой работой Кинга стала должность коммивояжера в скобяной компании. Тут он начал учиться продавать. Кроме того, молодой человек впитал от отца огромную страсть к изобретательству. С детства Жилетт видел, как отец в нерабочее время создавал какое-то новое изобретение. Кинг Кемп всем сердцем старался создавать что-то свое. При этом он хотел, чтобы это стало его основной деятельностью. Увы, иногда мечты сбываются далеко не так быстро, как нам бы хотелось. Молодой Жилетт прождал более 30 лет, пока создал свое первое серьезное изобретение, которое принесло ему миллионы. Но не стоит думать, что за 30 лет Жилетт создал мало различных вещиц. Он постоянно изобретал что-то новое. Проблема заключалась в том, что ему просто не хватало времени заниматься продвижением своих продуктов, а потому он просто продавал права на них другим компаниям. Получалось, что Жилетт занимался одновременно и продажами, работая коммивояжером, и разработкой продукции в свое свободное время. Он совершенствовал свои навыки, но до продукта всей его жизни пока еще было далеко. К идее бритвенного станка Кинга подтолкнул его начальник, изобретатель обычной пробки (это сегодня обычной, а раньше никто и не знал про эту вещь) Уильям Пейнтер, возглавлявший компанию Crown Cork & Seal. Он дал ценный совет Кингу, суть которого сводилась к тому, что тот должен поразмыслить над тем без чего не может обходиться человек, и сделать какую-нибудь массовую вещь, которая быстро войдет в жизнь любого американца. Жилетт стал уделять каждый день определенное время раздумьям над идей нового изобретения, но так ни к чему и не пришел. Как это часто бывает при великих открытиях, идея пришла совершенно случайно. Одним ранним утром он подошел к зеркалу бриться, и в этот момент осознал, насколько неудобно это делать. Затупилось лезвие его бритвы. Бритье пришлось отложить и направиться к мастеру, чтобы тот вновь заточил лезвие. В этот момент Жиллет подумал, что можно облегчить жизнь большинству мужчин на земле, просто представив одноразовую бритву со сменными дешевыми лезвиями. Да и сама бритва при этом должна быть дешевой. Так, летом 1895 года к Кингу Кемпу Жилетту пришла его знаменитая идея. Он хотел использовать в своих станках совершенно тонкие дешевые лезвия (которых на тот момент просто не существовало, или они не были известны широкой общественности), которые можно будет без труда заменять. Кроме того, сам станок он намеревался сделать простым и дешевым, в отличие от дорогущих бритвенных инструментов того времени. Идея изобретения была сформирована. Предстояло самое сложное – реализовать ее. Как приучить людей к безопасному бритью? В основе идеи Кинга Жилетт лежала совершенно новая ручка бритвенного станка Т-образной формы. Это была обычная дешевая ручка, которая разительно отличалась от того, что было принято в то время. А тогда ручки представляли собой ручную работу, наполненную резьбой из дерева или еще какими-то красивым украшениями. Бритвенный станок был дорогим и совершенно непрактичным приспособлением. Собственно, первая проблема, которая постигла изобретателя – это отсутствие необходимой стали, которая была бы одновременно и прочной, и тонкой. Куда бы ни обращался со своим запросом Кинг Кемп Жиллет, везде ему отказывали, аргументируя это тем, что в природе нет еще такой стали. Надо сказать, что в целом поиски поставщика стали заняли у изобретателя около 6 лет. Ему не смог помочь никто. Даже научные сотрудники Массачусетского технологического университета. Но в 1901 году случилось чудо. Жиллетт встретил изобретателя по имени Уильям Никерсон, который обладал необходимой технологией. Работа началась. Т-образный станок был запатентован. Сталь, разработанная Никерсоном тоже. И уже скоро (в 1902 году) на свет появилась компания American Safety Razor Company. Но проблемы только начинались. Деньги инвесторов закончились очень быстро. Дело в том, что сталь, которая требовалась для станков, оказалась несколько дороже, чем планировал в самом начале Кинг. Год спустя после основания компания становится публичной и сменяет свое название. Теперь она называется Gillette Safety Razor Company. Деньги, полученные с первичного размещения акций, позволили компании еще некоторое время развиваться. Но скоро закончились и они. Пока еще бритвы Gillette не были оценены обществом. Деньги кончались. Ситуация становилась катастрофической. К счастью, Жилетт не зря более 30 лет проработал коммивояжером. Он отлично умел заключать сделки, а потому, когда компания оказалась на грани, Кинг сумел привлечь еще нескольких инвесторов. Как оказалось, не зря. В 1903 году бритвы Gillette уже производились серийно. Продажи были крайне низкими, что очень сильно пугало инвесторов. Но они были. В 1904 году произошел рывок, которого так долго ждал Кинг Кемп – Gillette продала более 100 тысяч бритвенных станков. Америка стала привыкать к новому бритью. И привыкала она очень быстро, так как уже через 5 лет компания заработала 13 миллионов долларов. Надо сказать, что на начальном этапе у молодого предприятия практически не было достойных конкурентов. Все дело в том, что патент на свои разработки Gillette не продавала никому, а только появлявшихся конкурентов убивала прямо в зародыше. Не прошло и пары лет, как Gillette начала экспансию в Европу, где компания развернула целую дистрибьюторскую сеть. Несомненно, одним из важнейших факторов успеха компании стало право на поставки бритвенных станков солдатам, участвующим в Первой мировой войне. Армия выбрала Gillette по той простой причине, что их станки позволяли бриться гораздо быстрее, чем любые другие. Но самое важное для Gillette было то, что солдаты получили возможность попробовать в деле их бритвы, а это означало, что после окончания войны многие из них (подавляющее большинство) станут клиентами компании Кинга Жилетта. Бизнес-модель Интересна бизнес-модель, которой придерживалась компания. Станки продавались ниже себестоимости. Основатели полагали, что продавая станки, они завоевывают рынок, а зарабатывать будут уже с продажи лезвий. Сегодня эта модель носит название «наживка и крючок» и используется многими компаниями. Например, Sony продает свою приставку Play Station ниже себестоимости, а зарабатывает уже на продаже лицензий игр. Примерно таким же образом организован бизнес большинства производителей принтеров. Когда компании зарабатывают на продаже картриджей с краской. Активная реклама и инновационный продукт делали свое дело. Бритвенные станки Gillette заполняли мир, который стал оценивать преимущество одноразовых продуктов (таких как сменные лезвия). Кроме того, важным подспорьем для Gillette были постоянно появляющиеся новые разработки, которые помогали компании держать за собой патентное право, дававшее Gillette неоспоримое преимущество перед конкурентами. В 1926 году Кинг Кемп заметил: «Я не знаю другого такого же товара повседневного индивидуального спроса, как наша безопасная бритва. В своих путешествиях я встречал ее везде – от рыбацкого поселка на севере Норвегии до пустыни Сахара». Что же, это было только начало, так как бритвы Gillette в ближайшие 50 лет захватят весь мир. Утопия Надо сказать, что основатель компании Gillette занимался не только бизнесом, но и разрабатывал концепцию общества будущего, которое должно было кардинально перевернуть мир. Ему не нравился капитализм, властвовавший в Америке в начале XX века. Идеальное общество, которое представлял себе Gillette, выглядело несколько иначе. Это был огромный город вокруг Великих озер, в котором электричество работало, благодаря воде, а загрязнение окружающей среды приравнивалось к преступлению. При этом Gillette представлял все человеческое общество, как огромное акционерное общество, где людям не нужно будет соперничать друг с другом, так как они будут жить ради одного дела. Жилетт даже выпустил книгу, где описал свою концепцию. Кроме того, Кинг пытался сотрудничать с другими титанами того времени, надеясь, что они помогут ему в осуществлении его мечты. Но, увы, Генри форд и Теодор Рузвельт просто сочли его идею бредовой. Но если эта идея Жилетта оказалась бредовой, то другая, живущая до сих пор революционной. Он навсегда изменил мир бритья, создав крупнейшую компанию в этой отрасли. Сегодня Gillette владеет сотнями торговых марок, купленных и разработанных компанией за всю свою обширную историю, и является одним из подразделений гиганта Procter&Gamble. Можно с уверенностью сказать, что компания процветает, давя всех своих конкурентов. |
Читайте: |
---|
Популярные истории:
История Volvo, или когда безопасность автомобиля являетС самого начала создания компании Volvo, основателями были заложены многочисленные принципы, одним из которых является безопасно... |
Успех гения ювелирного искусства ФабержеИзделия Фаберже вызывают восхищение уже более 120 лет. Они украшают самые известные музеи и частные коллекции по всему миру. ... |
История Wal-Mart: добро или зло?Компания Wal-Mart является одной из самых влиятельных в розничной торговле. Уже более 10 лет она признается крупнейшей сетью роз... |
“Мелочи жизни” или полшага до успехаЧасто, чтобы достичь успеха в каком-то деле, не хватает самой малости, какой-то мелочи и человек останавливается, теряет веру в ... |
Google - десять в сотой степени ответов на поисковые заСлово «гугл» все больше ассоциируется у рядового российского пользователя со словом «поиск». «Я тут погуглил» - эта фраза станов... |
Жан-Поль Готье (Jahn-Poul Gautier) - гениальный французНеповторимый выдумщик и фантазер Жан Поль Готье (Jean Paul Gaultier) постоянно придумывает для женщин что-то новое. Более четвер... |