История Toshiba |
Истории успеха - Истории успеха зарубежных компаний и их руководителей |
Мы не часто рассматриваем в рубрике «Истории успеха» японские компании. И очень зря, так как почти у каждой подобной компании очень интересная история, тесно переплетающаяся с экономическим подъемом Японии в XX веке. Сегодня мы поговорим об одной из таких компаний – о Toshiba, являющейся одним из крупнейших кейретсу (конгломератов, если хотите) в Японии. Как все начиналось? История Toshiba берет свое начало еще в позапрошлом веке. Если быть точнее, то в 1875 году Хисашиге Танаке основал компанию Tanaka Engineering Works, располагающуюся в Токио. Танаке был настоящим гением, за что его прозвали «Эдисоном из Японии» (по некоторым данным его звали «Эдисон Азии»). В разные периоды своей жизни Танаке активно увлекался математикой, астрономией и многими другими дисциплинами. Он создал источник света, способный издавать свечение в 10 раз превосходящее аналогичное от хорошей свечи, разработал пружинные часы. Хисашиге участвовал в создании паровозов, пушек и даже пароходов. Считается, что настоящую славу японскому гению принесли механические куклы, которые поражали всех своей совершенностью. В 1890 году Ичисуке Фудзиоко основал компанию Hakunetsu-Sha, которая вплотную занималась электричеством. Уже к 1899 году ей были разработаны специальные лампы накаливания, не имевшие себе аналогов на территории Японии. После этого компания была переименована в Tokyo Electric Company. Как же на свет появилась Toshiba? Все дело в слиянии между этими компаниями. Правда, оно произошло только в 1939 году, и до этого момента они успели отметиться еще целым рядом заметных достижений. Так, известно, что в начале XX века в Японии ни одна компания не занималась производством собственных холодильников. Tanaka Engineering Works была как раз одной из тех компаний, которые решили нарушить это неприятное статус-кво. Правда, называлась она к тому моменту уже иначе - Shibaura Engineering Works. Работы по изготовлению первого японского холодильника были начаты компанией в 1929 году, а уже к 1930 появились первые результаты – был создан первый японский электрический холодильник. Тут и начинается самое интересное. Все дело в том, что этот холодильник очень сильно походил на детище американской компании General Electric. И удивительного в этом ничего нет. Если присмотреться, то практически во всех отраслях японцы начинают с копирования. И только потом постепенно переходят к производству своих продуктов. Так было и здесь. Стоит отметить, что не обошлось и без технических нововведений. Так, инженеры из Shibaura Engineering Works сделали все от них зависящее, чтобы холодильник был максимально тихим (для того времени), а это потребовало внесения серьезных изменений в конструкцию модели. Впрочем, это было единственное светлое пятно в разработке Shibaura Engineering Works. Если говорить о получившемся результате в целом, то холодильник практически по всем статьям уступал заокеанским конкурентам. Но это тоже одна из тенденций японской промышленности. Начинать с малого. Уже через несколько лет после первого блина, которые известно как выходят, Shibaura Engineering Works представила новую модель холодильника. На этот раз холодильник был целиком и полностью разработан силами самой компании, и ни о каком копировании даже не шло речи. Впрочем, рассчитывать на крупный рынок компании все равно не приходилось. На то время холодильники в Японии могли иметь только богатые люди. Это был настоящий предмет роскоши. Прошла еще пара лет и Shibaura Engineering Works представила новый (уже) революционный холодильник, который выделялся своей необычной конструкцией. Инженеры расположили компрессор и испаритель холодильника в его нижней части, что было достаточно необычно для того времени. Постепенно компания начинает становиться признанным игроком на японском рынке холодильников. Еще до объединения с Tokyo Electric Company Shibaura начинает производство стиральных машинок и пылесосов. А в 1939 году происходит важное для обеих компаний слияние. При этом получившаяся компания получает имя Tokyo Shibaura Electric Company. Под названием Toshiba компания была известна в народе. Но официально стала так называться только c 1978 года. Кстати, само название произошло из заглавных букв названий обеих компаний. До начала Второй мировой войны Toshiba сумела заметно расшириться за счет целого ряда поглощений. В частности, компания купила такие предприятия, как Nippon Medical Electric Co., Toho Mining Co., Shibaura Mazda Industry Co. и Tokyo Fire Brick Co. К этому моменту объединенная компания могла похвастаться целым рядом значимых для Японии разработок, среди которых особенно следует выделить следующие: рентгеновские трубки, радиолампы, электрические лампы с двойной нитью накаливания, электронно-лучевые трубки, радиоприемники, первые лампы дневного света, радары. В общем, спектр деятельности компании уже тогда был достаточно широк. Чего уж удивляться тому, что в наши дни Toshiba охватывает практически все значимые направления в бытовой технике и электронике. Вторую мировую войну компания пережила достаточно стойко. Нет, конечно, она не могла процветать в это время. Более того, Япония проиграла. Уровень жизни резко упал. Проблемы сыпались на бизнес со всех сторон. Во-первых, у людей просто не было денег на то, чтобы приобретать дорогие товары, а во-вторых, многие предприятия к тому времени были либо разрушены, либо опустели. Все производство нужно было строить заново. И у Toshiba это получилось. Возможно, этому поспособствовал тот факт, что компания занялась выпуском продукции не только для простых людей, но и для военных нужд. Так, в это время из недр Toshiba выходили очень неплохие радары и радиопередатчики, которые и обеспечивали спрос. Причем, даже после поражения в войне, так как эти вещи нужны были даже американцам, оккупировавшим Японию. Бытовая техника и электрооборудование тоже никуда не делись. Компания старалась удовлетворять хотя бы минимальный спрос. Рост мирового гиганта 1950-е годы стали достаточно важным временем для компании. В это время она разработала первые в Японии ТВ передатчики и радиорелейные системы ТВ передачи, электрические рисоварки, телевизионные приемники на транзисторах, СВЧ-печи. В общем, время было достаточно продуктивное. Уже в 70-е годы стало понятно, что Toshiba представляет собой многопрофильную компанию, охватывавшую большое количество различных отраслей. Здесь была и бытовая техника, и электроника, а затем компания ступила и на рынок информационных технологий. Здесь японцам удалось удачно разрабатывать не только отдельные чипы, но и представлять конечные решения, как в области персональных компьютеров, так и программного обеспечения. В 1978 года компания была переименована. Теперь она стала называться Toshiba. Официально. И здесь произошло одно маленькое изменение в ее деятельности, которое просто нельзя не упомянуть. Toshiba начинает уделять особенно много внимания новым технологиям. В недрах компании постоянно разрабатываются какие-то компьютерные технологии: чипы памяти DRAM, персональные компьютеры, программное обеспечение. Дошло даже до того, что в 1985 Toshiba представила первый в мире IBM-совместимый портативный компьютер. Многие считают, что это был самый первый ноутбук в истории. На самом деле портативные компьютеры появлялись и до этого. К этому прикладывала руки и IBM, и небольшая компания Osborne, сумевшая создать действительно портативный компьютер. Проблема была в том, что компьютер от компании Osborne уж очень отдаленно был похож на ноутбук. А если говорить честно, то совершенно не был на него похож. Он скорее напоминал обычный корпус современного компьютера, который имел небольшой экран и клавиатуру. А вот Toshiba создала действительно устройство, которое можно назвать первым ноутбуком. Сегодня Toshiba является одним из самых крупных производителей ноутбуков. Но кроме этого компания активно занимается и другими технологиями, среди которых, конечно, есть и (да, не забываем, что это японская компания) роботы. Так, на данный момент в распоряжении компании уже есть несколько моделей различных роботов для дома. Один из них носит гордое имя ApriPoco и предназначен для того, чтобы просто заменить все пульты дистанционного управления в доме. Робот не только обладает своей собственной памятью, но и умеет запоминать действия человека, чтобы затем выполнять его команды по, например, включению телевизора. Другая модель робота – ApriAplpha – позволяет выполнять более широкий спектр задач. Этот робот способен зачитывать вам новые письма, пришедшие на ваш электронный адрес, информацию о погоде, новости. Кроме того, он обладает еще целым рядом дополнительных функций, которые можно отнести скорее к развлекательным. В целом, в плане робототехники Toshiba заметно отстает от целого ряда других компаний, таких как Sony, Honda и Toyota. Но это не так страшно. Все равно все они японские. И, конечно, открыты любому сотрудничеству. Если говорить о текущем положении компании, то нужно обязательно отметить, что по своей структуре она напоминает кейретсу. При этом Toshiba подразделяется примерно на 10 независимых компаний, обслуживающих свои направления. Естественно, при полной независимости каждой из этих десяти компаний стоит отметить то, что они подчиняются одному руководству. Во всем мире техникой Toshiba пользуются совершенно разные люди. Кто-то предпочитает пылесосы от этой компании, кто-то стиральные машинки, а кто-то ноутбуки. При столь широком охвате бренд Toshiba не становится слабее и не размывается в глазах потребителей. И это одно из важнейших достижений японцев. Финансовое положение Toshiba до кризиса было вполне устойчивым. 2008 год компания завершила с доходом в 76 миллиардов долларов при прибыли в 1,2 миллиарда. Очевидно, что сейчас японская компания уже чувствует себя не так хорошо. Но можно с уверенностью сказать, что кризис она переживет. |
Читайте: |
---|
Популярные истории:
От маленького предприятия до большой фабрики и мировойЕщё в начале тридцатых годов два брата Адамса решили открыть маленькое предприятие, чтобы заняться пошивом одежды для рабочих. К р... |
Как армянский нос помог Алану Микли стать дизайнером?Имя Алана Микли, французского дизайнера армянского происхождения, давно стало брендом – весь звездный Голливуд, независимо от то... |
И раки умеют быть богатымиКто сказал, что люди, родившиеся в период с двадцать второго июня, по двадцать второе июля не могут быть богатыми? Всё это чушь, п... |
Акио Морита: лидерство по-японскиНеизвестно, как бы сложилась жизнь Акио Мориты, если бы в 25 лет он не решился вместе с Ибукой Масару основать компанию Токио ц... |
Квартира на посёлке КотовскогоПрактически во все времена было популярно покупать жилье в новостройках. Одесса в последние годы преуспела в этом. Если дело касае... |
Как сеть Right at Home научилась зарабатывать на старичНаселение США достаточно быстро стареет и рынок домашнего ухода именно за пожилыми людьми является сегодня одним из самых перспект... |