Роберт Родригес: путь одиночки
Истории успеха - Истории успеха известных людей

роберт родригес: путь одиночки

Шестидесятилетнему основателю, исполнительному директору и управляющему фондами инвесткомпании FPA Роберту Родригесу (Robert Rodriguez) удается делать почти невозможное: получать высокий доход при работе и с акциями, и с облигациями. При этом Родригес, что удивительно, не является спекулянтом. В среднем он инвестирует на 3-5 лет, отбирая в портфель акции небольших компаний с высоким потенциалом роста, и продает эти акции тогда, когда компания выходит на пик стоимости. Добавим, что Родригес, в отличие от большинства акул с Уолл-Стрит, постоянно живет не в Нью-Йорке или Бостоне, а на озере Тахо, штат Невада, и категорически отказывается переселяться в более престижные места. Выбор места жительства объясняется хобби: управляющий фондами FPA Capital Fund и FPA New Income Fund любит в свободное от работы время гонять по пустыне на своем «Порше» и наслаждается скоростью.

У Роберта Родригеса необычная инвестиционная стратегия. В отличие от большинства управляющих инвест-фондов он не стремится максимально использовать средства для покупки активов. Доля наличных денег в фонде, общая стоимость которого превышает $1,8 млрд, доходит временами до 40%. Главное - осторожность и аккуратность в управлении средствами клиентов. Оказывается, и такая стратегия может приносить неплохой доход.

Письмо в ФРС

Роберт Родригес родился в Лос-Анджелесе. Его бабушка и другие родственники бежали в США в 1916 году, во время Мексиканской революции, после того, как вся принадлежащая семье собственность (земля и недвижимость) была конфискована. Эмиграция для семьи, которая когда-то была весьма состоятельной, оказалась трудной. В Лос-Анджелесе отец Роберта работал простым электромонтером. Однако, более чем скромное положение не помешало мальчику с детства мечтать о мире больших денег. В семье только поддерживали эту идею. Сам Родригес говорит, что его родственники полностью порвали связи с бывшей родиной и хотели одного – реализовать мечту в ее «американском» варианте. Отец Роберта даже никогда не учил его испанскому, не желая, чтобы у ребенка был латиноамериканский акцент. Позже Родригес сильно пожалеет об отсутствии у него второго языка, который мог бы быть для него дополнительным преимуществом при ведении переговоров.

Знакомые семьи Родригесов рассказывают, что когда он учился в пятом классе, в качестве сочинения на вольную тему все школьники должны были написать письмо некоему незнакомому человеку. Родригес выбрал не голливудскую звезду или известного спортсмена (что было бы более чем логично, учитывая место его проживания), а адресовал текст Уильяму Мартину (William McChesney Martin), тогдашнему главе ФРС США. Мартин, что еще более удивительно, лично ответил юному финансисту, особенно отметив, что тот в 10 лет не только следит за фондовым рынком, но и стал самым юным подписчиком издания «Вестник ФРС». Возможно, именно с этого момента Родригес и принял окончательное решение, что он будет заниматься фондовым рынком.

Первые потери

В 1971 году, закончив колледж, Родригес сразу же попытался сделать две вещи: получить степень MBA в бизнес-школе в Южнокалифорнийском Университете (University of Southern California), и взять «быка» за рога на фондовом рынке. И то, и другое получалось у него с большим трудом. Фондовый рынок в 1973-74 годах переживал крупнейшее падение со времен Великой Депрессии, и заработки трейдеров были весьма скромными. Это совсем не походило на то, как Родригес представлял себе Уолл-Стрит: он-то в те времена был свято уверен в том, что если трейдер не зарабатывает 20-25% годовых, то он некомпетентен и недостоин заниматься своим делом. Реальность же оказалась таковой, что юному выпускнику кем только не приходилось работать помимо торгового зала, чтобы оплатить учебу. В самые худшие месяцы, когда торговля на бирже совсем «замирала», он даже ходил по домам и пытался продавать энциклопедии. «Тогда-то я и понял на своей шкуре, что такое «медвежий» и «бычий» рынок», - вспоминает Родригес.

Естественно, не обошлось и без потерь. Наиболее чувствительные из них Родригес с ужасом вспоминает до сих пор. Одним из его самых больших провалов стала покупка акций компании Executive Industries, которая занималась производством прогулочных автомобилей. Изначально они стоили $22 за штуку, но «дна» достигли на цене 88 центов. Причем Родригес, будучи уверенным в том, что акции все равно будут расти, прикупил немалую долю пакета на цене $8, еще больше усугубив свою финансовую ситуацию (тут надо заметить, что потери на Executive Industries могли бы быть еще больше, но у него банально закончились деньги).

Ты что, рехнулся?

История Executive Industries научила Родригеса двум вещам. Первое: «Всегда надо учиться на своих ошибках. Потому что если этого не происходит, вы будете повторять их снова и снова». И второе: «Ни в коем случае не бояться. А лучший способ избавиться от страха при покупке акций – знать, во что вы инвестируете». Родригес рассказывает, что во время учебы в университете он немалое время просиживал в библиотеке, пытаясь понять, как сделать инвестиции относительно безопасными. Вскоре встретил работу Бенджамина Грэма (Benjamin Graham) и Дэвида Додда (David Dodd) под названием «Security Analysis». Прочитав эту книгу, Родригес окончательно убедился в том, что «горячие» акции – вовсе не лучший способ заработать на рынке и решил, что отныне его стратегией станет поиск недооцененных компаний.

Довольно скоро он осознал, что выбранный им путь - это путь одиночки, которого остальные участники рынка не понимают. «Это означает, что всю жизнь придется не обращать внимания на три вопроса, которые будут постоянно звучать, - говорит Родригес. – Первый вопрос: «Ты, что, не знаешь, что…?». Второй: «Ты покупаешь … ЧТО?». И третий: «Ты, что, рехнулся?».

«Но главное: тогда же я понял, что если я сумел пережить кризис, то смогу участвовать и в росте рынка», - рассказывает будущий управляющий. И с этими оптимистичными настроениями он продолжил работать. Следующие 12 лет Родригес провел, занимаясь исследованиями рынка торговлей и управлением деньгами в разных компаниях - Kaufman & Broad, Inc.; Transamerica Investment Services и других. Наконец, в 1983 году его пригласили в First Pacific Advisors.

«Коллега» Туры Зергуссен

Сегодня Родригес управляет в FPA двумя фондами: Capital, два подразделения которого специализируются на инвестициях в средние и мелкие по размеру компании (Small/Mid-Cap), и облигационным FPA New Income.

Средняя годовая доходность фонда Capital за время работы Родригеса в FPA составила 16,91% (по состоянию на конец 2007 года). Индекс S&P 500 за то же время рос лишь на 13,17% в год, а индекс Russell 2000, который отслеживает динамику роста акций небольших компаний, ежегодно отстает от доходности Capital почти на 6 процентных пунктов.

Что касается облигационного фонда FPA New Income (FPNIX), то Родригес за все время работы в FPA ни разу не терял с ним деньги и в среднем опережал по доходности облигационный индекс Lehman Brothers на 0,2 процентных пункта в год. Такая успешная работа одновременно на рынке и акций и облигаций – большая редкость на Уолл-Стрит, где 99% инвестбанкиров все-таки предпочитают один из инструментов – в зависимости от своего темперамента.

Своей инвестиционной философии, придуманной более тридцати лет назад, Родригес придерживается до сих пор. Его портфель в Capital состоит лишь из акций 25-45 компаний, средний срок инвестиций в которые составляет 3-5 лет (при том, что в портфеле «обычного» инфестфонда находится около 100 акций разных компаний, и редко какая из бумаг «лежит» в портфеле более года).

Критерии отбора бумаг - хорошая финансовая отчетность, большой cash flow, понятная и успешная бизнес-стратегия, которой придерживается менеджмент, а также уникальные характеристики отдельно взятого бизнеса. Сегодня в портфеле Capital среди прочего находятся акции сети магазинов электроники Avnet, розничной сети Foot Locker и геологоразведочной компании Patterson-UTI Energy – всех их Родригес считает лидерами в своих отраслях. Критерии, по которым он отбирает компании, и в целом инвестиционная политика FPA очень напоминают те критерии, которых в своей работе придерживается управляющая фонда Optimum Investment Тура Зергуссен.

Кризисная стратегия

Родригес продает акции, когда акции значительно вырастают в цене, либо – когда компания лишается одной из перечисленных выше характеристик, либо – когда аналитики FPA открывают более интересную возможность для инвестирования. Впрочем, пока этих интересных возможностей на рынке Родригес не видит. Когда в прошлом году на фондовом рынке в США начался масштабный кризис, FPA среагировал на него с удвоенной осторожностью. Родригес перевел в кэш 43% активов фонда FPA Capital и почти 66% фонда New Income, а в декабре и вовсе объявил мораторий на покупку акций – до тех пор, пока ситуация не стабилизируется.

И сегодня он все еще придерживает большую часть средств, заявляя, что положение дел на рынке недвижимости и строительства, равно как и в финансовом секторе в ближайший год может стать еще хуже. Как и директора инвестфонда Capital Growth Fund (CGM) Кена Хибнера, его совершенно не интересуют интернет-компании. Зато он благосклонно смотрит на технологичные компании, а также те, что занимаются розничной торговлей и энергетикой. На энергокомпании в настоящее время приходится около 30% портфеля Родригеса, на промышленные – порядка 13%, и еще 12% - на компании потребительского рынка.

Инвестиционная «скромность»

Следует особенно отметить «скромность» Родригеса в том, что касается его отношений с инвесторами. FPA Capital берет за управление лишь $8,60 на каждые вложенные в фонд $1000 (примерно половину того, что берут в среднем управляющие компании в США), а плата за управление средствами в New Income составляет лишь 0,62% в год. Но это – средняя «температура по больнице». Реальность же такова, что чем на большее время инвестор готов разместить средства в фонде и не «трогать» их, тем меньше для него будет плата за управление. Так Родригес стимулирует инвесторов быть терпеливыми и избавляется от спекулянтов, которых интересует быстрый выигрыш.

Другой особенностью инвестиционного подхода Родригеса является то, что он не стремится сделать свой фонд самым большим или самым известным. Capital, к примеру, с 2004 года вообще не принимает новых вкладчиков (до этого фонд был закрыт для новых инвестиций с 1995 по 2000 год). Политика «неэкспансии» отчасти обусловлена личными качествами Родригеса (скромностью и почти полным отсутствием повышенного самомнения, характерного для инвестбанкиров), но в гораздо большей степени – стремлением контролировать инвестиционный процесс до мелочей. Вкладчики фонда также отмечают необычную для Уолл-Стрит открытость Родригеса. Он всегда способен разъяснить свои действия и намерения и не «темнит», если ему задают вопрос, куда фонд вкладывает средства.

Гонки по пустыне

Долгое время Родригес был настоящим работоголиком. Первый свой официальный отпуск он взял лишь в возрасте 37 лет, когда махнул с семьей в Австралию. Однако, когда управляющему FPA перевалило за сорок, он внезапно открыл, что в жизни есть и другие радости, помимо работы. Тогда он переехал из Лос-Анджелеса в Неваду, на озеро Тахо, откуда сегодня и управляет своими фондами, и увлекся автогонками. Его любимый автомобиль – красный Porsche. На нем Родригес со скоростью 180 км/ч гоняет по пустыне, утверждая, что это прекрасно помогает ему избавляться от стрессов. «Опасна не сама скорость, а внезапная остановка», - философствует по он поводу гонок. В год Родригес принимает участие примерно в двадцати любительских гонках и раз за разом совершенствует свое мастерство, беря уроки вождения.

Родригес говорит, что гонки похожи на игру на фондовом рынке. Мол, и там, и там нужно обладать техническими знаниями; и в обоих случаях необходимо всегда держать ногу на педали тормоза, в случае, если твои конкуренты едут слишком быстро и могут попасть в аварию. Но если они, напротив, жмут на тормоза – самое время выжать сцепление и прибавить газу – ведь это замечательная возможность их опередить.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные истории:

News image

История Липтон

Думаю, не найдется человек, который не слышал бы такой торговый бренд как “Lipton”. Мало кто знает что Липтон - это фамилия одной ...

News image

Выбираем серьги

Серьги подбираем под форму лица Во время выбора сережек прежде необходимо уделить внимание их форме, также и цвету камня. Скажем ...

News image

Made in Japan: История Sony

Компания Sony одна из тех, которые подарили фразе «Made in Japan» престиж и сделали Японию одной из самых технологически развиты...

News image

История успеха Александра Изосимова. От Mars'a до Вымп

Мобильный пасечник «Вымпелкома» Александр Изосимов сделал «Билайн» самым дорогим отечественным брендом, окрасив всю российскую ж...

Наши правила

News image

История eBay: как заработать на блошином рынке

eBay является сегодня, пожалуй, одной из самых крупных ИТ-компаний. Этот аукцион, как и Amazon, был создан еще до краха доткомов...